gerb

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
(РОСКОМНАДЗОР)

Роскомнадзор предлагает провести эксперимент, направленный на повышение эффективности надзора в сфере связи

11 мая 2011 года

Руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников выступил с инициативой проведения эксперимента по изменению форм и методов контрольно-надзорной деятельности в сфере связи. Цель эксперимента - определение модели надзора, наиболее эффективной для государства, граждан и бизнеса.

Эксперимент предлагается провести в 2012-2013 годах на территориях 3-4 регионов с различной протяженностью транспортных коммуникаций и загруженностью средствами связи.

Ключевыми составляющими эксперимента могли бы стать:

1. Введение предлицензионного контроля для участников рынка, которые планируют оказывать услуги с использованием радиочастотного спектра, ресурса нумерации, услуги связи для целей телерадиовещания и почтовой связи. Задача предлицензионного контроля способствовать формированию конкурентного рынка с сильными игроками, минимизировать возможности для входа на рынок недобросовестного бизнеса.

2. Отказ от плановых выездных проверок в пользу внеплановых мероприятий, дистанционных форм контроля, таких как систематическое наблюдение. При этом особое внимание уделяется обращениям и жалобам граждан и организаций.

Говоря о причинах, побудивших Роскомнадзор инициировать эксперимент, С.Ситников отметил, что действующие формы и методы надзора показали результативность, однако они все меньше соответствуют вызовам сегодняшнего дня. Механизмы надзора остаются излишне организационно и финансово обременительными, тогда как руководство страны взяло курс на оптимизацию органов государственного управления, на повышение эффективности использования органами власти бюджетных средств.

К примеру, сказал глава Службы, плановые выездные проверки требуют значительных финансовых и кадровых ресурсов, но далеко не всегда достигают поставленных целей. Так, в 2010 году инспекторами Роскомнадзора не было выявлено нарушений в 60% таких проверок, а в первом квартале этого года в 50%.

Одна из причин такой ситуации в том, что организации готовятся к проверкам, зная о них заранее из опубликованного на сайте Службы плана проверок (это требование закона), а также из уведомления о проверке, которое направляется за 3 дня до ее начала. «Вместе с тем, не редки случаи, когда организация, успешно пережившая плановую проверку, через некоторое время становится фигурантом многочисленных жалоб», - отметил С.Ситников.

По его убеждению, финансовые и кадровые ресурсы, которые затрачиваются на проведение плановых выездных проверок, более целесообразно было бы направлять на исполнение иных полномочий надзорных органов. Например, за последние три года количество возложенных на Роскомнадзор функций и полномочий возросло в два раза. Количество субъектов надзора выросло на 30%. Одновременно в рамках оптимизации государственного аппарата сократились бюджетное финансирование и штатная численность Службы. Нагрузка на сотрудников Службы возросла вдвое.

Дополнительно Роскомнадзор предложил ввести для нарушителей законодательства в сфере связи «оборотные» штрафы. «Считаем, что «оборотные» штрафы необходимо взимать в случае нанесения реального ущерба гражданам, государству или другому оператору. Когда серьезного ущерба нет – «оборотные» штрафы использовать только, если не исполняются предписания надзора об устранении нарушений», - сказал С.Ситников.

Такие штрафы, объяснил глава Службы, станут дополнительной мотивацией для операторов к работе без нарушений, будут ликвидированы предпосылки к намеренному нарушению законодательства. Сегодня компании порой выгоднее нарушить и заплатить штраф, чем жить по закону. Например, максимальный штраф за эксплуатацию базовой станции сотовой связи без разрешительных документов – всего 20 тыс. рублей. Вместе с тем, сказал С.Ситников, выгода от эксплуатации этой базовой станции в разы больше. Для многих операторов даже стало традицией включать затраты на штрафы в годовые бюджеты.

«Мы понимаем, что подход к взиманию «оборотных» штрафов должен быть максимально взвешенным. Но без этой действенной меры не будет достигнута основная цель надзора – обеспечение участниками рынка качественных и доступных услуг за счет неукоснительного исполнения законодательства и нормативных правовых актов», - подчеркнул руководитель Роскомнадзора.

По его словам, предлагаемые изменения «в полной мере отвечают сегодняшним социально-экономическим интересам граждан, государства и бизнеса». В случае успеха опыт, полученный в ходе эксперимента, может быть использован в других областях контроля и надзора, подчеркнул С.Ситников.

Адрес статьи: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news13718.htm