Территориальные управления

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ С.К. СИТНИКОВА НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ РОСКОМНАДЗОРА. ЗАДАЧИ НА 2010 ГОД И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ»

15 декабря 2009 года

 

(Москва, 15 декабря 2009 г.)

            Уважаемый Игорь Олегович!

            Уважаемые члены Президиума!

            Уважаемые коллеги!

 

            Две недели назад, 3 декабря, Роскомнадзору исполнился год. Он вместил в себя реорганизацию, изменения в руководстве Службой, в управлениях центрального аппарата и территориальных органов, начало исполнения новых полномочий и функций. Не буду сегодня говорить подробно об итогах года. Отчет мы представим на коллегии весной следующего года. Но кратко на основных результатах деятельности Роскомнадзора все же остановлюсь.

 

            В первой половине года работа велась в условиях реорганизации. Сложности реорганизационного периода не привели к сбоям. Деятельность Службы продолжала осуществляться в соответствии с утвержденными планами. Разрешительные, лицензионные процедуры проходили в установленные законом сроки. Обращаю внимание, что Роскомнадзор работал в условиях 20-ти процентного сокращения финансирования на обеспечение деятельности. При этом объем средств, выделяемых на оплату труда, не изменился. Отсутствие сбоев на всех направлениях работы свидетельствует о том, что специалисты Службы стали более рачительно относится к расходованию средств государственного бюджета. По состоянию на 1 декабря проведено более 22 тыс. плановых и внеплановых проверок, иных мероприятий государственного контроля. При этом по сравнению с прошлым годом количество контрольно-надзорных мероприятий во взаимодействии с проверяемыми лицами сократилось на 20%. На 5% увеличился объем дистанционных проверок. В отношении операторов связи проведено дистанционно 4 800 проверок, в отношении телерадиокомпаний - 930, осуществлен мониторинг на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации более 3,5 тысяч СМИ. По результатам проверок выдано около 9 тысяч предписаний, на основе протоколов об административных правонарушениях наложено штрафов на общую сумму почти 40 млн рублей. Выдано около 6 тыс. лицензий на оказание услуг связи, зарегистрировано 390 тыс. РЭС и ВЧУ, принято около 18 тыс. решений о присвоении (назначении) радиочастот. Кроме того, выдано и переоформлено более тысячи лицензий в области теле- и радиовещания, зарегистрировано более 7 тысяч СМИ, 39-ти тысяч операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Роскомнадзором проведена работа по подготовке двух частотно-территориальных планов внедрения на всей территории Российской Федерации цифрового телерадиовещания. Завершение этой работы позволило приступить к  проектированию и строительству сетей, а также снять мораторий на оформление разрешительных документов аналогового телевещания. Вся деятельность Роскомнадзора рассматривается через призму антикоррупционного законодательства. Во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации  в Службе проведены необходимые мероприятия и разработаны обязательные процедуры, направленные на снижение коррупционных рисков. В результате реализации мер антикоррупционного характера, принятых, в том числе по итогам комплексных проверок территориальных органов, Служба рассталась с рядом сотрудников.

 

            Уважаемые участники коллегии!

 

В этом году Роскомнадзор продолжал работать в направлении снижения издержек бизнеса при выдаче разрешительных документов и проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Уверен, что именно совершенствование разрешительных, регистрационных и контрольно-надзорных процедур должно стать принципом работы надзорного органа, его вкладом в дело модернизации деятельности государственного аппарата.

 

За прошедший период выполнен ряд поставленных перед Службой задач.

Первое. Усовершенствована процедура приема документов с целью получения разрешений на использование радиочастот и лицензий в сфере связи через проведение экспресс-экспертизы документов заявителей на этапе приема. Это позволило сократить количество возвратов в 2 раза.

Изменен подход к проведению экспертизы документов по оформлению лицензий на телерадиовещание. Исключена возможность несанкционированного распространения сигнала в зоне вещания столиц субъектов Российской Федерации и городов с численностью населения свыше 200 тыс. человек. По ряду случаев вещания с нарушениями требований закона, вопросы выносились на заседание Федеральной конкурсной комиссии, после чего вещатели стали осуществлять деятельность в правовом поле.

                                  

Второе. В рамках работы в Государственной комиссии по радиочастотам Роскомнадзор разработал упрощенный порядок ввоза на территорию России радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

В соответствии с новой процедурой участники рынка имеют возможность обратиться в любое из предприятий радиочастотной службы, в любой из филиалов для проведения экспертизы РЭС и ВЧУ на соответствие утвержденным Госкомиссией по радиочастотам техническим характеристикам. Везде экспертиза проводится по единым принципам. Таким образом, процедура выдачи разрешительных документов на ввоз РЭС и ВЧУ сократилась с 3-4 месяцев до 10 дней.

Третье. Впервые в истории надзора проведены мероприятия, связанные с эффективностью использования радиочастотного спектра. Речь идет об изъятии радиочастот в наиболее востребованных полосах спектра у компаний, которые их не задействовали.

Прекращено действие около 300 разрешений, полученных для оказания услуг цифрового телевещания, более 80 -  аналогового телевещания, более 500 – беспроводного широкополосного доступа. Предотвращена возможность пролонгации разрешений для 6 телевизионных каналов в Москве и 4 каналов в Санкт-Петербурге, которые на момент проверки не использовались надлежащим образом. Кроме того, высвобождена по всей территории России полоса величиной 15 МГц в диапазоне 1,7-1,8 Ггц, которая может быть использована для построения систем мобильного беспроводного доступа. Считаем, что высвобождаемые радиочастоты должны распределяться исключительно на конкурсах или аукционах. Только так можно добиться наиболее эффективного использования радиочастотного спектра, исключить злоупотребления в этой сфере. Напомню, в феврале-марте следующего года Роскомнадзор проведет конкурсы на получение лицензий с целью оказания услуг мобильного беспроводного доступа в полосе радиочастот 2,3-2,4 ГГц. Также с целью высвобождения радиочастотного ресурса и последующей передачи его эффективным операторам ведется работа по аннулированию нереализованных лицензий. Подготовлены исковые заявления на аннулирование 79-ти неисполненных лицензий, полученных по итогам конкурсов 2007 года на право оказания услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM. Первые иски направлены в суд. Полагаем, что наши действия по возврату неиспользованных радиочастот и аннулированию нереализованных лицензий открывают новые возможности для рынка, позволяют операторам избавиться от финансовых затрат для выкупа необходимого частотного ресурса. Отмечу, что эта работа стала результатом эффективного взаимодействия территориальных управлений Роскомнадзора и радиочастотных центров.

 

Четвертое. Роскомнадзором совместно с предприятиями радиочастотной службы создана Федеральная автоматизированная информационно-аналитическая система в области использования радиочастотного спектра и электронных СМИ, сокращено - ФАИС. Впервые в истории страны собираются в едином информационно-аналитическом ресурсе сведения об использовании радиочастотного спектра по территории всей  Российской Федерации.

Этот ресурс содержит сведения обо всех пользователях радиочастот и действующих РЭС гражданского назначения, обо всех разрешениях на использование радиочастот, а также данные лицензий на услуги связи с использованием радиочастотного спектра. В настоящий момент ФАИС включает в себя данные о полутора миллионах действующих в России радиоэлектронных средствах, о более чем 127 тыс. разрешений на использование радиочастот. Два месяца назад закончилось тестирование ФАИС. Сегодня система введена в эксплуатационный режим. На данный момент ФАИС - ведомственная система. Она обеспечивает деятельность Минкомсвязи, Роскомнадзора, радиочастотных центров. Но уже во 2-ом квартале 2010 года отдельные позиции  ФАИС будут доступны участникам рынка.

 

            Пятое. В прошедшим году приняты решения об унификации деятельности предприятий радиочастотной службы. Введены единые принципы и правила взимания платы за использование радиочастотного спектра, проводится единая технологическая политика при выборе оборудования радиоконтроля. Запускается в эксплуатацию единое программно-методическое обеспечение.

Отмечу, что установленные финансово-экономические показатели всеми предприятиями радиочастотной службы выполняются. В федеральный бюджет по итогам года будет перечислено почти 5 млрд рублей, полученных в качестве платы за использование радиочастотного спектра. Это на 17,3% больше, чем в 2008 году. Стала шире применяться практика привлечения сил и средств радиочастотной службы к плановым мероприятиям Роскомнадзора. Тенденция должна сохраниться и в 2010 году. Такой подход позволит сократить издержки на проведение надзорных мероприятий,  повысить их качество. Полагаю, что практика последнего года работы способствовала преодолению искусственной конкуренции между территориальными органами Роскомнадзора и филиалами радиочастотных центров. Представляется важным, чтобы эта работа выстраивалась на горизонтальном уровне. Требую укрепления и расширения взаимодействия. При этом обращаю внимание, что  органами государственной власти в субъектах Федерации в сфере ведения Службы являются территориальные управления Роскомнадзора. Прошу об этом не забывать!

 

            Шестое. Роскомнадзором, Главным радиочастотным центром с участием зарубежных экспертов разработаны рекомендации по координации частотных присвоений станциям сухопутной подвижной службы и фиксированной службы в полосах радиочастот выше 29,7 МГц.  Рекомендации утверждены в конце ноября в Минске на заседании Совета Регионального содружества в области связи.

Эти меры также способствуют сокращению сроков оформления разрешительных документов.

 

            Седьмое. Активизирована работа в направлении развития электронных форм взаимодействия между участниками рынка и регулятором.

Запущены в эксплуатацию обновленный официальный Интернет-портал Роскомнадзора, сопряженный с Единой информационной системой Службы, и Портал персональных данных. На официальном Интернет-портале реализованы возможности поиска в Реестре СМИ, Реестре лицензий на оказание услуг связи, Реестре операторов, обрабатывающих персональные данные. Кроме того, на Интернет-портале Роскомнадзора создана информационно-справочная система, которая позволяет операторам отслеживать ход прохождения своих заявок на получение радиочастот. Действует «горячая линия» для журналистов, редакций СМИ, которые могут оперативно сообщить в Службу о своих проблемах, угрозах в их адрес. На Портале персональных данных реализована функция подачи электронной формы уведомления об обработке или о намерении осуществлять обработку персональных данных.

Восьмое. Служба начала работу по формированию равных условий для отечественных и иностранных телевещателей.

На протяжении двух десятилетий многие иностранные телекомпании работают в России без регистрации российского юридического лица, осуществляют вещательную деятельность без регистрации СМИ и без оформления лицензии. Вследствие этого возникли неравные экономические условия для отечественных и зарубежных телекомпаний. В настоящее время Служба проводит необходимую профилактическую работу с рядом иностранных вещателей. Состоялись встречи с их руководителями, которые выразили желание пройти все необходимые процедуры и осуществлять деятельность на территории России в соответствии с российским законодательством. Исходя из сказанного, ставлю задачу завершить эту работу к весне 2010 года. Подчеркну, что мы не намерены создавать преграды вещанию зарубежных каналов в кабельных сетях на территории страны. Ряд этих каналов решает социокультурные задачи, их полюбили телезрители. Именно поэтому работа иностранных вещателей в России должна осуществляться в рамках правового поля.

 

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Наши действия по совершенствованию деятельности Службы направлены на создание такой системы контроля и надзора, которая позволит максимально сократить объемы взаимодействия с объектами надзора, выявлять нарушения без контактов с бизнесом.

Поэтому особое внимание Служба уделяет дистанционным формам работы – систематическому наблюдению, мониторингу. Подчеркну, что Роскомнадзор взял устойчивый курс на увеличение объемов дистанционного контроля всех форм и сокращение количества проверок бизнеса во взаимодействии с ним. В этом году впервые количество плановых мероприятий систематического наблюдения значительно – примерно в 2 раза - превысило объем контроля во взаимодействии с субъектами надзора. В 2009 году Роскомнадзор проведет 10 170 плановых мероприятий дистанционного характера, а в 2010 году их станет еще на 500 больше. Проверок во взаимодействии с лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность, запланировано на 780 меньше (на 14%) по сравнению с годом нынешним. Информирую Вас, что на днях Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Олегович Щёголев утвердил план Роскомнадзора на 2010 год, которым запланировано 19,5 тысяч мероприятий всех форм государственного контроля. Это на 7% больше, чем планировалось на этот год. Рост связан с началом работы Службы по надзору в сфере информационных технологий и усилением внимания к лицам, осуществляющим обработку персональных данных. В том числе и к тем, которые не подали уведомлений об обработке персональных данных. В абсолютных цифрах на 2010 год запланировано:

- 4880 плановых проверок лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- 1440 мероприятий государственного контроля в отношении юридических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это – преимущественно органы федеральной, региональной, муниципальной власти и их структурные подразделения. В плане также более 13 тыс. мероприятий систематического наблюдения и мониторинга.

Количество плановых проверок предпринимателей уменьшится на 13%  при увеличении почти на 5% мероприятий систематического наблюдения. Это отражает:
- снижение давления на бизнес со стороны контрольно-надзорного органа;
- обеспечение гарантий соблюдения прав граждан при предоставлении им услуг в сферах связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

            Здесь я хотел бы вернуться к предложению, выдвинутому мною на майской Расширенной коллегии Минкомсвязи - об увеличении временного интервала плановых проверок во взаимодействии в отношении законопослушных предприятий и организаций.

Убежден, что организации и предприятия, у которых не было выявлено  нарушений, нужно проверять раз в пять лет. Это позволяет закон. При этом участники рынка должны знать, что в случае жалоб и выявленных нарушений в их деятельности Служба снимет надзорные преференции и будет добиваться устранения этих нарушений. Увеличение временного интервала плановых проверок в отношении добросовестного бизнеса позволит не только исключить излишнее общение с инспекторами, но и перераспределить усилия Роскомнадзора в пользу работы с реальными нарушителями.

 

Уверен, что наиболее эффективным методом контрольно-надзорной деятельности является контроль без взаимодействия с проверяемыми лицами. Мое глубокое убеждение состоит в том, что самый хороший надзор – тот, который камеральными проверками не мешает законопослушной деятельности участников рынка.

При этом в случае выявления фактов нарушений прав граждан и российского законодательства в сфере нашего ведения реагирование надзора должно быть оперативным и действенным. С целью эффективной работы надзора в сфере массовых коммуникаций в настоящее время решается задача, которая долгое время не находила своей практической реализации. Речь идет о государственной экспертизе материалов СМИ с целью определения нарушений, злоупотреблений свободой слова. Соответствующая экспертная структура создается на базе ФГУП «Информрегистр».

 

Большая ответственность за эффективное использование радиочастотного спектра лежит на радиочастотных центрах Федеральных округов.

Сейчас на их базе создаются ситуационные центры, которые станут основным инструментом реагирования Службы на кризисные ситуации в сфере связи и массовых коммуникаций. Напомню, что мною поставлена задача создать ситуационные центры во всех Федеральных округах к июню 2010 года. Прошу руководителей центров ускорить эту работу. Ситуационный центр – это инструментарий не только для радиочастотных центров, но и для территориальных управлений Роскомнадзора, всех государственных органов, осуществляющих управление в сфере связи.

 

С целью снижения давления на бизнес важное место в работе Роскомнадзора должны занять новые формы профилактики.

            Считаю целесообразным в отношении операторов связи, редакций телерадиовещателей, печатных СМИ ввести в практику собеседования, устные формы предупредительной работы. При этом во избежание коррупционных рисков такие действия Роскомнадзора должны быть в обязательном  порядке закреплены в регламентах.

 

Уважаемые участники коллегии!

 

  В 2010 году Служба переходит к выполнению ряда новых функций, определенных федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Среди этих функций контроль и надзор за соблюдением требований обязательной сертификации или декларирования соответствия информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На 2010 год запланированы 82 проверки региональных операторов, обрабатывающих банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Также в числе новых функций - организация формирования и ведения реестра федеральных государственных информационных систем. Основная цель данной работы – обобщение сведений и выработка предложений по формированию обязательных требований к федеральным информационным системам. Еще одна функция - контроль и надзор за предоставлением обязательного федерального экземпляра документов в установленной сфере деятельности Службы. Эта работа направлена на укомплектование национального библиотечно-информационного фонда обязательным экземпляром электронных изданий с целью сохранения исторического и культурного наследия Российской Федерации. Активное развитие информационных технологий и новые вызовы ставят необходимость решения других задач в этой сфере. Полномочия Роскомнадзора могут быть расширены. Наши предложения направлены в Министерство связи и массовых коммуникаций. Они связаны с приданием Роскомнадзору функций по:

1. Контролю и надзору за соблюдением обязательных требований к информационным технологиям, которые используются в государственных информационных системах.

2. Надзору за соблюдением установленных законом ограничений на доступ детей к информации в Интернете с целью создания механизма защиты детей от контента, причиняющего вред их здоровью и развитию.

 

Уважаемые коллеги!

С целью дальнейшего совершенствования регистрационной, контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзору в 2010 году необходимо выполнить следующие задачи.

Первая - увеличить количество услуг, оказываемых в электронном виде.

Сейчас Роскомнадзор оказывает услугу по заполнению в электронной форме «Уведомления об обработке персональных данных». Служба готова перейти на получение в электронном виде еще шести форм заявлений с приложением необходимого комплекта документов. В настоящее время проходят соответствующие тестовые испытания. Прошу Управление по надзору в сфере информационных технологий до 1 февраля представить результаты проделанной работы. В практику территориальных управлений необходимо ввести консультационную работу с заявителями, оформляющими документы для отправки в Москву, выделить  для этого специальное помещение. Заявители должны получать все необходимые разъяснения и практическую помощь в подготовке документов. Цель – избежать их возврата, что позволит исключить из процесса консалтинговые организации, которые на возмездной основе не только берутся готовить документацию, необходимую для получения разрешительных документов и лицензий, но и гарантируют прохождение этих документов в центральном аппарате Роскомнадзора. Такие гарантии должна обеспечивать Служба, а не жучки с рынка консалтинговых услуг! Прекращение практики возврата документов будет обеспечено и за счет расширения практики экспресс-экспертизы, в том числе в территориальных органах. Это позволит избежать ошибок в документах, и в итоге сократить сроки оформления разрешений и лицензий. Обращаю ваше внимание, что с ошибками при заполнении связано 30% возвратов заявлений только на регистрацию СМИ. Для проведения экспресс-экспертизы при приеме документов в Роскомнадзоре будут обеспечены необходимые условия. Поручаю управлениям разрешительно-лицензионной работы в срок до 1 марта подготовить необходимые решения для организации этой работы по существу.

                                  

            Консультирование заявителей и экспресс-экспертиза в территориальных управлениях, применение информационных  технологий позволит существенно сократить подготовку разрешительных документов в центральном аппарате Роскомнадзора. Механизм следующий.

Заявитель, находящийся в субъекте Федерации, направляет пакет документов на бумажном носителе в территориальное управление.

Территориальное управление устанавливает комплектность и легитимность документов, сканирует их и направляет в центральный аппарат Службы по электронным сетям и затем по почте.

В центральном аппарате, не дожидаясь поступления оригиналов заявительной документации, оформляют разрешения или лицензии на основе электронного пакета документов.

В результате при поступлении по почте пакета бумаг бланки разрешений и лицензий уже заполнены. Они сразу же уходят заявителю.

Кроме того, разрешительные документы направляются ему еще и по электронным каналам информации. Не дожидаясь доставки документов по почте, обладатель лицензии, разрешения на использование радиочастот или свидетельства о регистрации СМИ сразу же приступает к оказанию услуг или строительству сетей.

 

            Эта работа потребует выполнения третьей задачи – внедрения в полном объеме внутреннего электронного документооборота с использованием системы «Босс-референт».

Кроме того, требуется организация межведомственного электронного взаимодействия с Генеральной прокуратурой, Федеральной налоговой службой, Федеральной регистрационной службой. В результате мы получим возможность получать от смежников ряд документов в электронном виде, а во взаимодействии с Генпрокуратурой формировать без бумажной волокиты сводный план проверок и организовывать внеплановые мероприятия.

Четвертая задача – повышение эффективности использования бюджетных средств.

Выше я отмечал, что в связи с оптимизацией финансирования органов государственного управления сокращаются суммы ассигнований на обеспечение деятельности  Роскомнадзора. В 2010 году – еще на 9%. Финансирование фонда оплаты труда, напомню, остается на прежнем уровне. В этих условиях Служба должна быть готова проводить необходимое количество разрешительных и контрольно-надзорных мероприятий. Анализ и практика работы по финансированию деятельности Роскомнадзора показывает, что территориальные управления в целом нашли подходы к более рачительному использованию бюджетных средств. Вместе с тем, имеются случаи неэффективного финансового планирования, вследствие чего в 2008 году зафиксированы факты неисполнения бюджетов территориальных управлений в полном объеме. Это неприемлемо! В условиях сокращения бюджета Службы необходимо решить вопросы, связанные со снижением издержек на аренду помещений территориальных органов. В связи с этим в возможных случаях прошу руководителей территориальных управлений, оплачивающих аренду, изыскать помещения, которые должны быть переданы вам в оперативное управление. Эту работу следует проводить во взаимодействии с органами Росимущества. Там же, где получение собственного помещения невозможно, необходимо провести работы по снижению арендных платежей.

Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к руководителям отрасли, которые участвуют в Коллегии. Сегодня ряд территориальных управлений арендуют помещения у отраслевых предприятий, в том числе у ФГУП «Почта России». В текущем году в Волгограде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, ряде других городов «Почта России» увеличила арендную плату. На наш взгляд, такой подход не соответствует ни тенденциям, сформировавшимся на рынке недвижимости, ни логике использования государственного имущества.

Снижение бюджетного финансирования сокращает  наши возможности на приобретение нового автотранспорта и аппаратуры. В связи с этим прошу руководителей территориальных органов принять меры по увеличению сроков эксплуатации действующей техники. Так как снижение бюджетной обеспеченности сопровождается продолжающимся ростом коммунальных тарифов, прошу обеспечить меры по снижению энергопотребления и обеспечению экономии коммунальных расходов.

 

Пятая задача связана с противодействием коррупционным проявлениям.

Принятое в стране антикоррупционное законодательство и нормативные правовые акты Службы позволили уже в этом году пресечь ряд попыток коррупционного влияния на государственных служащих, работающих в Службе. Этими государственным служащим были  направлены в центральный аппарат необходимые уведомления о фактах склонения их к коррупционной деятельности. Это говорит о том, что нормы антикоррупционного законодательства работниками Службы в целом поддержаны.

Вместе с тем, в ходе проверок, проведенных Генеральной прокуратурой в отдельных территориальных управлениях были выявлены факты владения долями акций в коммерческих структурах госслужащими, которые ни один год работают в Службе. Подобное стало возможным из-за ослабления в последние годы кадровой работы, которую необходимо в самые короткие сроки укрепить. Прошу организовать постоянный мониторинг информации в СМИ о деятельности Роскомнадзора и его подведомственных предприятий, обращений граждан и юридических лиц на предмет выявления сведений о фактах коррупции, личной заинтересованности, о нарушениях требований к служебному поведению и ограничений, наложенных законом на государственных служащих. Для этого прошу использовать такие формы, как «телефоны  доверия» и интернет-приемные, куда граждане могут обращаться с сообщениями о коррупции. Поручаю Управлению организационной работы, руководителям территориальных органов  Роскомнадзора обеспечить реализацию перечисленных мер в 1-м квартале 2010 года.

 

Шестая задача - разработка показателей эффективности деятельности Роскомнадзора, его центрального аппарата и территориальных органов по основным направлениям, методики расчета этих показателей, критериев оценки. Разговоры ведутся уже несколько лет, однако подходы до сих пор не определены.

Использование таких показателей даст возможность вести постоянный мониторинг за деятельностью структурных подразделений Службы, в том числе территориальных органов с минимальной затратой сил и средств, позволит прогнозировать результаты деятельности Роскомнадзора. Станет возможно выработать справедливую систему мер стимулирующего характера, направленных на поощрение лучших территориальных управлений и их работников, а также сотрудников центрального аппарата Службы.

            Прошу организационное управление во 2-м  квартале представить на утверждение Коллеги показатели эффективности деятельности Службы.

К слову сказать, уже при распределении руководителям территориальных управлений премий по итогам этого года в качестве показателей, влияющих на размер поощрения, оценивались как показатели выполнения плана, так и реализация особых сложных задач, поставленных центральным аппаратом. Не случайно, что разница в размерах премий руководителям территориальных органов достигает 3-х раз. Такой подход к премированию должен распространиться на коллективы территориальных органов в целом. Работа над показателями эффективности и соответствующими методиками должна сопровождаться анализом функций Роскомнадзора. На фоне снижения финансирования на Службу возлагаются новые задачи. Нагрузка на сотрудников постоянно растет. Уже сегодня надо думать о том, какие функции, в основном заявительного характера, можно было бы передать саморегулируемым  организациям. Причем, без ущерба для государственной системы разрешительной, контрольно-надзорной работы в сфере полномочий Службы.

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Мною перечислены задачи, которые Служба должна реализовать в самое короткое время.

Вместе с тем сегодня для дальнейшего динамичного развития отрасли и службы нам, очевидно, необходимо отказаться от ряда традиций, взглядов и устойчивых стереотипов. Необходимы более радикальные новации, которые позволят самым серьезным образом изменить систему регулирования. Для этого необходимо:

 

1. Расширение перечня РЭС и ВЧУ, не подлежащих регистрации;

2. Совершенствование порядка лицензирования деятельности в области телерадиовещания, в том числе синхронизация сроков начала действия лицензий на вещание и на предоставление услуг связи в этой сфере.

3. Возможное увеличение сроков действия лицензий с 5 до 10 лет.

 

Особо остановлюсь на проблемах, связанных с избыточным регулированием при реализации разрешительных процедур в сфере связи.

Сегодня это выглядит следующим образом:

- получение права на оказание услуг связи;

- получение права на использование радиочастотного спектра;

- получение права на использование РЭС и ВЧУ, являющихся источниками электромагнитного излучения.

 

Для действующих разрешительных процедур характерны следующие проблемы:

1. Дублирование одних и тех же технических данных в различных разрешительных документах. Например, технические параметры передатчиков последовательно переносятся из заключения экспертизы в лицензию на вещание, из лицензии на вещание в лицензию на оказание услуг связи и т.д. Одни и те же сведения содержатся в шести документах, последовательно получаемых участниками рынка.

2. Необходимость получения огромного количества разрешительных документов не только на этапе создания и ввода сети в эксплуатацию, но и в ходе ее коммерческого использования. Из-за значительного объема работы, требуемого для подготовки документов, законом установлены недопустимо большие для участников рынка сроки: 120 дней на выдачу разрешений на использование радиочастот, 75 дней  – на выдачу лицензий на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра.

 

Абсолютно ясно, что действующая система оформления разрешительных документов препятствует развитию инфраструктуры и услуг связи, внедрению перспективных технологий и стандартов, интеграции отечественных и международных сетей связи.

 

            В связи с этим представляется необходимым в среднесрочной перспективе:

1. Осуществить переход от лицензирования услуг к лицензированию сетей связи. Это позволит прекратить выдачу лицензий на каждый вид услуг, что сдерживает развитие современных мультисервисных сетей.

            2. Упростить процедуру допуска участников рынка к использованию радиочастотного спектра путем упрощения процедуры получения права на использование радиочастот.

3. Объединить процедуры присвоения радиочастот и лицензирования деятельности по оказанию услуг связи. Выдавать операторам единый документ - лицензию на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра. Перечень оказываемых услуг связи, а также радиочастот (радиочастотных каналов) и условия их использования должны указываться в приложении к лицензии.

5. Упростить процедуры получения права на использование радиоэлектронного средства путем расширения номенклатуры РЭС, не требующих регистрации.           

 

Также в среднесрочной перспективе необходимо перейти от частотно-территориальных планов развертывания сетей к частотным в случаях, если лицензии на мобильную связь и широкополосный беспроводный доступ получены по конкурсу или аукциону.

Это позволит не указывать в разрешительных документах конкретные точки установки радиоэлектронных средств. Исчезнет необходимость многочисленных пересогласований по каждому РЭС, на что уходят месяцы и годы.

 

В итоге участник рынка в большинстве случаев будет получать один разрешительный документ, дающий право оказывать услуги связи и использовать радиочастотный спектр.

            По нашим оценкам, количество разрешительных документов уменьшится в 4 раза, а сроки их получения сократятся с 120 до 30 дней.

Это не только снимет административные барьеры для участников рынка, но и снизит нагрузку на сотрудников Роскомнадзора, в том числе и при проведении надзорных мероприятий.

            Без внесения изменений в законодательство, в том числе в закон «О связи», предлагаемые новации реализовать нельзя. В связи с этим обращаюсь к Министерству с предложением создать рабочую группу по разработке необходимых поправок.

Также считаю возможным уже сейчас с учетом согласования с Минобороны России и ФСО России отработать отдельные процедуры нового разрешительного порядка на операторах-пионерах в сфере мобильного беспроводного доступа и сотовой связи.

 

            Уважаемые участники коллегии!         

 

Роскомнадзор в своей работе по совершенствованию разрешительной, контрольно-надзорной деятельности не будет цепляться за существующие годами процедуры, нормы и правила, которые давно тормозят развитие рынка. Мы обязаны модернизировать нашу работу во благо государства, бизнеса, и граждан, сделать ее понятной, прозрачной, не забюрократизированной.

При этом новации не приведут к ослаблению государственного контроля и надзора, не ослабят полноценную защиту прав и интересов граждан России.

 

Спасибо за внимание!

 

Поделиться:

Время публикации: 17.12.2009 17:35
Последнее изменение: 31.12.2009 11:28