Территориальные управления

Выступление заместителя Руководителя Роскомнадзора Р.В. Шередина на Байкальском форуме «Россия и Беларусь в информационном сообществе»

9 июня 2010 года

Выступление заместителя Руководителя Роскомнадзора

Р.В. Шередина

на Байкальском форуме

«Россия и Беларусь в информационном сообществе»

Добрый день, уважаемые коллеги!

        Позвольте мне еще раз рад приветствовать всех участников Байкальского форума «Россия и Беларусь в информационном сообществе» и доложить вам о переходе на предоставление государственных услуг и осуществление государственных функций в электронном виде на примере Роскомнадзора – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Международный опыт последних лет показывает, что информационные и телекоммуникационные технологии стали локомотивом социально-экономического развития стран, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач современного демократического государства.

С целью повышения качества жизни граждан и совершенствования системы государственного управления в 2008 году в России была разработана и утверждена Президентом России Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

Руководствуясь Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации Роскомнадзор обеспечил формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей оказывать государственные услуги и осуществлять государственные функции в полном объеме и высокого качества, а также обеспечил заинтересованным лицам требуемый уровень доступности и открытости информации о своей деятельности.

В октябре 2009 года распоряжением Правительства утвержден План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, определяющий 74 приоритетных государственных услуги, подлежащие переводу в электронный вид в первоочередном порядке и предусматривающий 5 этапов перехода.

Планом перехода Роскомнадзору предписано перевести в электронный вид одну государственную услугу «Лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей …».

Следует отметить, что в соответствии с положением о Роскомнадзоре в установленной сфере деятельности мы оказываем 12  различных государственных услуг, включая приоритетную, имеющих высокую социальную значимость. Учитывая это, Руководителем Службы Сергеем Константиновичем Ситниковым было принято решение о переводе всех 12 госуслуг в электронный вид в сроки, определенные правительственным Планом.

Сегодня, на примере Роскомнадзора я хочу рассказать о реализации Плана перехода, о целях и содержании его этапов и о достигнутых нами результатах.

Первый этап предполагает предоставление заявителям общей информации об услуге на Едином портале госуслуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Второй этап предполагает предоставление заявителю возможности дистанционно получить необходимые формы заявительных документов, образцы их заполнения и сформировать полный комплект документов, необходимый для получения результата госуслуги.

Первый и второй этапы перевода приоритетных услуг в электронный вид были реализованы в 2009 году.

В настоящее время реализован и третий этап, предусматривающий обеспечение возможности предоставления заявителем документов для получения государственной услуги в электронном виде, в том числе путем заполнения электронных форм и предоставления электронных копий документов. Коллеги, подчеркиваю, что хотя этот этап нами и реализован, но пока не приняты соответствующие поправки в нормативную правовую базу, предоставленные заявителями электронные формы документов юридически значимыми для нас не являются. Сегодня заявителю необходимо досылать комплект документов в бумажном виде с оригинальными подписями и печатями. Вместе с тем, реализация третьего этапа позволила нам существенно сократить сроки рассмотрения документов в Службе и начинать работать с ними не дожидаясь поступления документов на бумажном носителе. Сегодня, для полной реализации третьего этапа основными ограничивающими нормами являются:

необходимость предоставления заявителем документов и иных материальных объектов (вещей) в целях предоставления государственной услуги исключительно на бумажных носителях путем личного предоставления или почтовым отправлением;

необходимость осуществления межведомственного взаимодействия путем направления соответствующих писем и официальных запросов на бумажных носителях;

необходимость осуществления личного взаимодействия с заявителем в целях совершения отдельных действий и процедур;

а также необходимость выдачи результата предоставления государственной услуги исключительно на бумажном носителе.

В установленном порядке нами подготовлены соответствующие предложения по внесению изменений в нормативно правовые акты, сейчас они находятся в стадии утверждения.

Конечно же, многие из перечисленных вопросов снимет применение юридически значимой электронной цифровой подписи.

Как я уже говорил, Минкомсвязи России разработан законопроект «Об электронной подписи», который 22 января 2010 г. Государственной Думой принят в первом чтении.

Нами практически создана  инфраструктура ведомственных доверительных удостоверяющих центров для выдачи ключей электронной цифровой подписи заинтересованным лицам. Однако граждане, получившие такую ЭЦП, сегодня смогут ее применять для подписания и подачи документов только в Роскомнадзор.

Учитывая актуальность вопроса, Минкомсвязи России проводятся мероприятия, направленные на создание правовых и организационно-технических условий для использования электронной цифровой подписи, а также мероприятия по созданию корневого удостоверяющего центра, задачей которого будет подтверждение сертификатов ключей ведомственных удостоверяющих центров и организация единого доверительного пространства.

На четвертом этапе заявителю должен быть обеспечен доступ к информации о ходе предоставления госуслуги, в том числе, о результатах рассмотрения поданных им документов: выдерживается ли срок выполнения административных процедур, какие решения приняты и т.д. и т.п.

Для реализации четвертого этапа на Едином портале госуслуг имеется техническая готовность, а, на портале Роскомнадзора, четвертый этап реализован полностью. Сегодня заявитель имеет возможность проверки статуса поданного электронного заявления. Реализация четвертого этапа на Едином портале госуслуг запланирована на 15 декабря 2010 г. и сейчас зависит от полноценной работы Системы межведомственного электронного взаимодействия, о которой я расскажу чуть позже.

На пятом этапе заявитель сможет осуществить все необходимые для предоставления государственной услуги действия в полностью удаленном режиме.

В электронной форме будет обеспечено юридически значимое электронное взаимодействие между всеми участниками предоставления услуги.

Органам исполнительной власти будет обеспечена возможность самостоятельно запрашивать документы  в информационных системах иных органов власти, участвующих в предоставлении государственной услуги, без возложения этого бремени на заявителя.

Документ, подтверждающий результат оказания услуги, будет предоставлен заявителю по его выбору в бумажной или электронной форме. Завершение пятого этапа спланировано на август 2011 года.

 

Уважаемые коллеги!

 

Как я уже отмечал, в соответствии с положением о Службе, на Роскомнадзор возложены полномочия по оказанию 12 государственных услуг в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Сейчас мы активно внедряем различные интерактивные сервисы, связанные с их оказанием. Информация об этих сервисах также размещена на Едином портале госуслуг.

Если Вы сейчас имеете доступ к сети Интернет, то можете ознакомиться с работой  Единого портала госуслуг и портала Службы и в режиме реального времени удостовериться, что все то, что демонстрируется на последующих слайдах уже реализовано и действует.

Итак, заявитель заходит на единый портал госуслуг по адресу: www.gosuslugi.ru.

Поиск необходимой госуслуги может осуществляться «По категориям», «По ведомствам», «По жизненным ситуациям».

К примеру – выбираем «По ведомствам», далее – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, далее - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. И переходим на страничку Службы.

Здесь представлена вся необходимая контактная информация, а также перечень государственных услуг оказываемых Роскомнадзором. Первая, отмеченная специальным значком, госуслуга является приоритетной в соответствии с правительственным Планом. Переходим по ссылке и попадаем к полному перечню информации по этой услуге: полное наименование госуслуги, а также перечень выполняемых процедур: предоставление лицензии, продление ее срока действия, выдача дубликата лицензии и т.д. К примеру, заявителю необходимо получить лицензию. Он нажимает соответствующую ссылку и появляется описание соответствующей процедуры. Здесь опубликована вся необходимая информация по процедурам предоставления лицензии: получатели услуги, необходимые документы с образцами заполнения и шаблонами, а также информация о стоимости услуги, порядке ее оплаты и сроках оказания. Для заполнения электронной формы заявления заявитель обращается к ссылке «Подать заявление». 

Регистрируется, заполняя соответствующие поля (страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемый Пенсионным фондом, пароль, полученный после регистрации на Едином портале госуслуг) и переходит к заполнению заявления.

В соответствии с подсказками заполняет предложенную форму, подтверждает свое согласие с порядком подачи заявления в электронном виде, а также на передачу информации по открытым каналам связи сети Интернет и отправляет заполненное заявление.

Заполненное на Едином портале госуслуг заявление через систему межведомственного электронного взаимодействия передается в Единую информационную систему Роскомнадзора, где оно регистрируется в системе электронного документооборота, а затем рассматривается уполномоченным сотрудником Роскомнадзора.

В рамках рассмотрения заявления, Роскомнадзор, при необходимости, обращается через СМЭВ к информационным ресурсам других органов государственной власти для получения необходимой дополнительной информации и проверки предоставленных заявителем данных, если эти процедуры предусмотрены административным регламентом.

После рассмотрения заявки и выполнения всех процедур, предусмотренных административным регламентом, запрашиваемый документ (или мотивированный отказ) в электронной форме будет предоставлен заявителю из ЕИС Роскомнадзора через СМЭВ и будет доступен заявителю на Едином портале госуслуг. В настоящее время, до завершения пятого этапа, документ выдается заявителю в бумажном виде.  

Говоря о СМЭВ, следует отметить, что система создана с целью технологического обеспечения эффективного, надежного и безопасного межведомственного информационного взаимодействия и предназначена для обеспечения исполнения следующих основных функций электронного правительства Российской Федерации, а именно:

оказание государственных услуг, предоставляемых в электронном виде;

обеспечение межведомственного информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;

обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.

СМЭВ обеспечивает совместимость государственных, муниципальных и иных информационных систем, участвующих в межведомственном взаимодействии по утвержденным правилам и  протоколам.

По итогам январского доклада Руководителя Службы в Правительство Российской Федерации о реализации Плана перехода, нам было дано поручение в первоочередном порядке осуществить интеграцию в СМЭВ.  Поручение было исполнено в срок, и в марте 2010 года такая интеграция была осуществлена.

В настоящее время, во исполнение поручения Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игоря Олеговича Щёголева Роскомнадзор, совместно с Россвязью и Минкультом России,  участвует в создании пилотной зоны натурного эксперимента сквозной интеграции ведомственных информационных систем, систем электронного документооборота, СМЭВ и Единого портала госуслуг. Таким образом, к концу лета мы планируем реализовать на практике изображенную на этом слайде схему информационного обмена.

Теперь, несколько слов о нашей ведомственной информационной системе. Единая информационная система Роскомнадзора зарегистрирована как федеральная государственная информационная система и является территориально-распределенной автоматизированной системой управления.

ЕИС создана для формирования единой информационно-коммуникационной среды, представляющей собой полнофункциональный инструмент для автоматизации процесса исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

ЕИС является единой информационно-учетной системой сбора, обработки, учета и хранения данных в области связи, средств массовой информации, информационных технологий и персональных данных.

ЕИС спроектирована так, что позволяет осуществлять контроль за деятельностью сотрудников Роскомнадзора, участвующих в оказании государственных услуг (исполнении государственных функций) для недопущения возможности появления коррупционных проявлений, а также контролировать стадии прохождения документа от подачи заявления до выдачи заявителю итогового документа.

Сегодня ЕИС представляет собой защищенную, территориально распределенную сеть передачи данных с единым центром обработки данных, к которой подключено 103 объекта, более 2000 автоматизированных рабочих мест в центральном аппарате и 78 территориальных органах Роскомнадзора на свей территории Российской Федерации.

Внешним контуром ЕИС является официальный портал Службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также портал персональных данных, поскольку Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных в Российской Федерации.

В настоящее время на портале Службы размещено восемь реестров, ведущихся Роскомнадзором в соответствии с задачами и полномочиями в установленной сфере деятельности, которые постоянно поддерживаются в актуальном состоянии, а также 17 электронных форм заявлений для получения гражданами государственных услуг в электронном виде. Сегодня мы уже можем подвести некоторые итоги использования интерактивных сервисов для оказания государственных услуг в электронном виде.

2 октября 2009 г. запущен в работу интерактивный сервис заполнения электронной формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных и проверки состояния уведомления, поданного в электронном виде. На 27 мая 2010 г. из 44739 операторов, подавших уведомление, электронным сервисом воспользовались 11310. В мае 2010 года это соотношение составило 44.25% и оно постоянно растет.

В период с 30 декабря 2009 г., когда Роскомнадзор запустил в опытную эксплуатацию еще 16 электронных форм по 11 госуслугам, сервисами воспользовалось 2754 заявителей.

Наибольшее количество заявлений было подано на регистрацию СМИ – 1129 и на предоставление выписок из реестра операторов персональных данных – 406.

 

Уважаемые коллеги!

Завершая свое выступление, хочу отметить, что на пути перевода государственных услуг в электронный вид остается еще много труднопроходимых участков. Путь этот нелегок, но пройти его мы обязаны. Искренне надеюсь, что в рамках форума участники поделятся опытом и получат много полезной информации, которая облегчит нам этот путь.

Спасибо за внимание, всем удачи и успехов!

Поделиться:

Время публикации: 09.06.2010 14:31
Последнее изменение: 09.06.2010 14:33