Территориальные управления

Доклад заместителя руководителя Роскомнадзора Р.В. Шередина на Международной конференции «Международная информационная и энергетическая безопасность» «Россия – Италия: партнерство как основа системного подхода к защите информации»

1 октября 2010 года

 

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Разрешите мне от имени руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Сергея Ситникова поблагодарить организаторов сегодняшней конференции за возможность принять участие в этом мероприятии и пожелать всем участникам плодотворной работы.

 

Уважаемые коллеги!

Активное внедрение средств информатизации, телекоммуникаций и связи и связанная с этим интеграция процессов общественного развития существенно увеличили объем и интенсивность обращения информации. При этом основополагающими факторами во вновь возникших отношениях стали её защита и конфиденциальность.

Вопросы, отраженные в программе сегодняшнего мероприятия, актуальны указанным тенденциям, в том числе процессам создания современного информационного общества, неразрывно связанным с защитой информации.

Вместе с тем ясно, что данные тенденции это сложный процесс, параметры которого определяются необходимостью эффективного решения существующих проблем и степенью заинтересованности участников в тех или иных формах взаимодействия.

Очевидно, что основой многостороннего сотрудничества является совпадение интересов. И сейчас, когда стратегические приоритеты в основном определены, вырисовываются тактические задачи, это:

интеграция в международное электронное пространство посредством создания информационного общества;

развитие защищенного информационного пространства;

защита прав и законных интересов граждан как субъектов персональных данных.

На пути решения указанных задач у наших стран есть много общего, выработанного идентичностью подходов и многолетним опытом сотрудничества.

Российская Федерация, как и Итальянская Республика, ратифицировала Конвенцию Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных».

В дальнейшем нашими странами были приняты национальные законодательные акты, регламентирующие вопросы, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, определены уполномоченные органы по защите прав субъектов персональных данных, созданы реестры операторов, осуществляющих обработку данных персонального характера, сформирована положительная правоприменительная практика.

Выработаны механизмы взаимодействия в предотвращении преступлений в сфере компьютерной информации, в том числе связанной с использованием Интернета и других средств связи, отраженные в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республикой о сотрудничестве в борьбе с преступностью, подписанном 5 ноября 2003 г.

Вместе с тем, остаются еще нереализованные аспекты взаимодействия, где немаловажное значение имеет международная сфера.

В 2009 году Итальянская Республика присоединилась к Мадридской резолюции, аккумулировавшей передовые подходы к защите частной жизни и установившей международные стандарты по защите персональных данных. Нам интересен итог первого года деятельности наших итальянских коллег по внедрению в практическую деятельность унифицированных межгосударственных подходов в решении вопросов, связанных с защитой персональных данных.

В свою очередь, представители Федеральной службы в составе российских делегаций участвуют в переговорах по заключению Базового Соглашения между Российской Федерацией и Советом Европы, Соглашения между Российской Федерацией и Евроюстом, Оперативного Соглашения между Российской Федерацией и Европолом, мы привлечены к реализации плана мероприятий в рамках подготовки процесса присоединения Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и сегодня мы готовы к открытому обсуждению с нашими коллегами вопросов, касающихся реализации международных принципов защиты персональной информации применительно к российской действительности.

        Уважаемые коллеги, говоря о положительных результатах нельзя забывать о наличии проблем.

Одна из них, это деятельность интернет – ресурсов, предоставляющих незаконные услуги по поиску и предоставлению персональной информации о гражданах. Ситуация осложняется тем, что в основном эти сайты зарегистрированы и фактически размещены на территории иностранных государств, которые не имеют ни уполномоченного органа, ни национального законодательства в области защиты персональных данных, и, соответственно, указанная деятельность там не признается незаконной. Несмотря на это, мы уже имеем первые результаты, которые в рамках правового поля, в том числе и в судебном порядке позволяют прекратить такую противоправную деятельность.

Вызывает озабоченность деятельность представительств некоторых иностранных компаний, которые осуществляют в России деятельность по обработке персональных данных, в том числе в их трансграничную передачу, зачастую с нарушением требований законодательства.

Остаются сложности в вопросах, связанных с выбором иностранными партнерами каналов передачи информации, содержащей персональные данные. Так, при осуществлении процедуры реадмиссии зачастую персональные сведения лиц, предполагаемых к реадмиссии, включая биометрические и специальные категории, передаются посредством факсимильных средств связи и иных каналов связи, не отвечающих требованиям конфиденциальности.

Приведенные примеры характеризуют проблему защиты персональных данных как многогранную и многоаспектную, и нам крайне важны мнение и опыт наших итальянских коллег в ее разрешении.

Полагаю, что дополнительным условием успешного сотрудничества между уполномоченными органами наших стран стало бы постепенное расширение межгосударственного информационного обмена, создание и развитие совместных механизмов защиты прав субъектов персональных данных, направленных на минимизацию негативных последствий противоправной деятельности.

 

Уважаемые коллеги!

 

В 2000 году на саммите большой восьмерки в Японии  при участии России и Италии были определены ключевые направления развития для формирования Глобального Информационного общества.

Во-первых, это использование возможностей цифровых технологий, в том числе активное использование современных информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению гражданам широкого спектра государственных услуг в электронном виде в режиме реального времени.

Во-вторых, преодоление электронно-цифрового разрыва, обеспечивающее каждому человеку возможность иметь доступ к информационным и коммуникационным сетям.

В 2008 году для реализации ключевых направлений Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Правительством России одобрена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года и принят  план ее реализации, утвержден перечень государственных услуг, подлежащих переводу в электронный вид в приоритетном порядке.

В Италии утвержден план по созданию Электронного Правительства до 2012 года, основанный на Лиссабонской стратегии.

Следует отметить, что и в Италии, и в России на высшем государственном уровне уделяется особое внимание решению вопросов информатизации общества и внедрению информационных технологий в повседневную жизнь, а сами процессы развиваются очень динамично.

Нам интересен опыт итальянских коллег по реализации проектов плана e-gov2012, который призван обеспечить упрощение многих процедур делопроизводства и облегчить получение официальной и иной информации всеми заинтересованными лицами. В свою очередь, мы готовы продемонстрировать свои достижения в этой области и показать работающий Единый портал госуслуг.

Президентом России поставлена задача внедрения современных информационных технологий в процессе принятия управленческих решений. Решить эту задачу нельзя без перехода на полноценный юридически значимый электронный документооборот. В целом, мы готовы к его внедрению. Однако сегодня нам все же необходимо решить ряд задач. В первую очередь, необходима корректировка существующей нормативной правовой базы, позволяющая, в частности, исключить обязательные требования по предоставлению заявительных документов в бумажном виде для совершения юридически значимых действий как, например, для получения различного рода лицензий и разрешений в области связи и массовых коммуникаций. Необходимо завершить внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия, позволяющей не обременять заявителей необходимостью предоставления всякого рода справок и выписок, выдаваемых различными госорганами. И, конечно же, нам необходимо иметь и применять доступные и надежные средства защиты информации, позволяющие гарантированно избежать различного рода негативные последствия для заявителей при их обращении за получением госуслуг в электронном виде.

Создание электронного правительства тесно связано с проблематикой внедрения электронных карт в части идентификации граждан. В июле этого года в России принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который определил понятие Универсальной электронной карты и закрепил требования к ней. Надеемся, что реализация механизмов, определенных в законе, позволит снять наиболее острые вопросы идентификации и аутентификации. Мы знаем, что работа в этом направлении ведется и в Италии, где создание электронной карты является одним приоритетных проектов плана e-gov2012.

Уверен, что совместное и деятельное обсуждение затронутых вопросов на нашем форуме серьезно продвинет создание электронного правительства в наших странах.

В современном мире, в условиях трансграничности информационно-телекоммуникационных сетей, прежде всего, сети Интернет невозможно защититься от возникающих угроз, замыкаясь в рамках одного государства. От сегодняшнего форума мы ждем продуманных решений, носящих скоординированный интернациональный характер.

Уважаемые коллеги, благодарю вас за внимание и искренне желаю всем удачи и успехов!

 

Поделиться:

Время публикации: 01.10.2010 14:47
Последнее изменение: 01.10.2010 14:48