Территориальные управления

Тезисы выступления заместителя руководителя Роскомнадзора Р.В. Шередина на расширенном совещании на тему: «О реализации мероприятий по административной реформе. Задачи по повышению эффективности деятельности Роскомнадзора».

20 декабря 2010 года

 

(16 декабря, 2010)

Уважаемый Сергей Константинович!

Уважаемые коллеги, добрый день!

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. В соответствии с Концепцией целями административной реформы являются:

повышение качества и доступности государственных услуг;

ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В 2010 году, ориентируясь на эти цели, Служба решила ряд серьезных и важных задач, определенных Концепцией, в том числе, в сфере защиты персональных данных и сфере информационных технологий.

На прошлой Коллегии мы говорили о начале практического осуществления государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований обязательной сертификации или декларирования соответствия информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Осуществление этой функции было направлено, в первую очередь, на защиту прав и законных интересов таких детей и граждан, желающих их принять на воспитание в свои семьи.

Проверке подлежали применяемые операторами информационные технологии и требования по сертификации, которые были утверждены Росинформтехнологиями в форме Временного порядка организации обязательной сертификации информационных технологий.

В 2010 году территориальными органами проведено 72 проверки, которые выявили нарушения в части невыполнения требований обязательной сертификации. Эти нарушения создавали потенциальную угрозу и могли привести к нарушению целостности и утрате хранящихся данных.

В связи с упразднением Росинформтехнологий Временный порядок организации обязательной сертификации информационных технологий утратил силу.

Совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций нами принято решение о нецелесообразности проведения в 2011 году проверок органов исполнительной власти, являющихся операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Соответствующее письмо, разъясняющее порядок дальнейших действий, было доведено до всех терорганов.

Не менее важной функцией Службы в сфере информационных технологий является осуществление государственного контроля и надзора за представлением обязательного федерального экземпляра электронных изданий.

Формирование фонда обязательного федерального экземпляра документов отвечает задачам государственной политики в области сохранения культуры многонационального народа России, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, сохранения культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе. При этом, комплектование национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации является основой сохранения культурного и исторического наследия страны.

Создание эффективного механизма взаимодействия территориальных органов с ФГУП НТЦ «Информрегистр», осуществляющим, в силу положений Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», контроль за полнотой и оперативностью доставки обязательного экземпляра электронных изданий, было одной из наших задач на 2010 год.

Сегодня сформирована положительная практика, когда ФГУП «НТЦ «Информрегистр» определяет издателей, нарушающих требования закона, формирует списки не предоставленных ими обязательных экземпляров электронных изданий и ежемесячно направляет такую информацию в Роскомнадзор для принятия решения о привлечении нарушителей к административной ответственности в установленном законом порядке.

Мы уже определились с территориальной подсудностью подобных дел об административных правонарушениях и конкретным местом их рассмотрения - это юрисдикция мирового судьи судебного участка № 113 Преображенского района г. Москвы, где территориально располагается «НТЦ ФГУП «Информрегистр». 28 декабря состоится первое судебное заседание.

Еще одна важная задача, которая решалась Службой в 2010 году, это организация формирования и ведения реестра федеральных государственных информационных систем.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 723 Роскомнадзор в 2010 году приступил к осуществлению полномочий по регистрации ФГИС.

В I квартале 2010 года была разработана и введена в эксплуатацию информационная подсистема ЕИС Роскомнадзора, обеспечивающая ведение Реестра.

На официальном сайте Роскомнадзора мы разместили интерактивные формы электронных заявок на регистрацию, отмену регистрации и актуализацию сведений о ФГИС, а также сам Реестр.

В Реестр внесены полные и достоверные сведения о 47 ФГИС, а их операторам выданы электронные паспорта.

Важность результатов этой работы заключается в том, что актуальные данные из Реестра ФГИС представляются нами в Минкомсвязи России и используются там при проведении экспертизы Планов информатизации государственных органов. Обмен информацией осуществляется через Систему межведомственного электронного взаимодействия, созданную Минкомсвязи России.

В рамках исполнения требований постановления Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» Роскомнадзором был разработан и представлен на экспертизу в Минкомсвязи России проект Плана информатизации на 2011 год.

Проектом Плана информатизации Роскомнадзора на 2011 год в числе других мероприятий предусмотрена доработка ведомственной информационной системы в части взаимодействия с Единым порталом государственных услуг.

Уважаемые коллеги!

Если год назад мы говорили только об одной приоритетной госуслуге, информация о которой была размещена на Едином портале госуслуг, то сегодня опубликована вся исчерпывающая информация о всех 12 госуслугах, оказываемых Роскомнадзором.

Совместно с Минкомсвязи России и разработчиками Единого портала госуслуг разработана 51 электронная форма из 59, подлежащих размещению на Едином портале госуслуг.

Из них 6 электронных форм заявлений уже опубликованы на Едином портале госуслуг по адресу, а 45 размещены на портале-дублере и проходят тестирование.

Сегодня мы можем продемонстрировать прохождение поданной заявки с Единого портала госуслуг в Роскомнадзор и информирование заявителя о состоянии ее рассмотрения, что соответствует четвертому этапу перевода госуслуг в электронный вид.

Заявителю предоставлена также возможность подать заявление и с официального Интернет-портала Роскомнадзора, где размещены 44 электронные формы заявлений.

Не остался в стороне и вопрос регистрации наших сайтов в кириллической доменной зоне. С 19 августа 2010 г. официальный Интернет-портал Роскомнадзора стал доступен в зоне .РФ. На сегодняшний день в зоне .РФ доступны все сайты терорганов и всех подведомственных предприятий.

Уважаемые коллеги!

Хочу остановиться еще на одном мероприятии, которое было проведено в 2010 году.

Служба приняла участие в конкурсе, организованном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 281 «Об организации поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ административной реформы в 2010 году».

Наряду с другими предложениями, в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг в электронном виде, для посетителей территориальных управлений Роскомнадзора в 2010 году были разработаны программно-технические комплексы консультационных пунктов.

Комплексы в рамках пилотного проекта установлены в пяти территориальных органах Роскомнадзора (ТУ по Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области; Свердловской области; Волгоградской области).

Посетителю территориального управления Роскомнадзора предоставлена возможность посредством данного комплекса обратиться к ресурсам в сети Интернет, в частности к Единому порталу государственных услуг; сайту Роскомнадзора; Порталу персональных данных; а также иным государственным информационным ресурсам; заполнить размещенные на сайтах шаблоны документов, редактировать их и распечатывать.

Комплекс может быть полезен, в первую очередь, посетителям территориальных управлений, обращающихся за получением информации по регистрации СМИ, заполнению уведомлений об обработке персональных данных, оформлению документов при регистрации РЭС и ВЧУ.

Надеемся, что использование подобных консультационных пунктов позволит обеспечить посетителям наших терорганов свободный доступ к систематизированной информации о госуслугах, использовать механизмы эффективного электронного взаимодействия и обеспечит право граждан на объективную информацию.

Приятно отметить, что этот проект, как и другие наши предложения, получил одобрение Министерства экономического развития и Правительственной комиссии по адмреформе. Служба получила высший бал в рейтинге федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в конкурсе.

Уважаемые коллеги!

В рамках реализации мероприятий административной реформы в 2010 году в сфере защиты персональных данных Роскомнадзором разработаны и приняты в установленном порядке два административных регламента:

Административный регламент проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

Административный регламент по исполнению государственной функции «Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных».

Принятие административных регламентов позволило не только сделать прозрачными административные процедуры, реализуемые при исполнении указанных государственных функций, но и установить условия и требования, позволяющие минимизировать бюрократические проволочки. Мы сократили срок рассмотрения уведомления об обработке персональных данных с 30 до 15 дней, предусмотрели и реализовали возможность заполнения и подачи уведомления об обработке персональных данных в электронной форме.

Регламентом проведения проверок, прошедшим государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, определен исчерпывающий перечень, устанавливающий и определяющий вид, предмет, основания и сроки проведения проверок в области персональных данных.

В 2010 году активизирована деятельность, связанная с формированием реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Территориальными управлениями был реализован комплекс разноплановых мероприятий, которые позволили вдвое увеличить количество зарегистрированных операторов по сравнению с суммарным показателем 2008-2009 годов.

На сегодняшний день в реестр включено свыше 160 тысяч операторов. Это результат как профилактической, информационно – разъяснительной работы, так и применения мер административного воздействия.

Вместе с тем, в 2010 году формирование Реестра операторов в полном объеме завершить не удалось.

Это объясняется рядом причин:

Во-первых, факт регистрации в реестре операторы напрямую связывают с необходимостью принятия мер технической защиты, которые по сравнению с прошлым годом хотя и стали более прозрачными в связи с принятием новых документов ФСТЭК и внесения изменений в ст. 19 Закона о персональных данных, но все же остаются для подавляющего большинства операторов финансово обременительными и организационно сложными.

Во-вторых, планируемые изменения редакции ст. 19 Закона о персональных данных по сути выведут из под государственного контроля информационные системы коммерческих структур и, соответственно, соблюдение обязательных требований ФСБ России и ФСТЭК России станет для коммерческих организаций более гибким и менее обременительным финансово.

В-третьих, это незначительный размер штрафных санкций, установленный Кодексом об административных правонарушениях РФ. Сегодня максимальный штраф за подобные нарушения требований Закона о персональных данных установлен в размере 10 тысяч рублей, что, на наш взгляд, порождает практику сознательного нарушения со стороны операторов, которые предпочитают заплатить незначительный штраф, нежели чем нести существенные расходы, связанные с приведением ИСПДн в соответствии с установленными требованиями.

Анализируя результаты деятельности территориальных органов по формированию реестра операторов мы, помимо количественных значений, особое внимание уделяли и качественной составляющей, в том числе, эффективности расходования дополнительных финансовых средств, направленных Роскомнадзором на реализацию этой задачи.

Высокой оценки заслуживают территориальные органы, обеспечившие рост количества зарегистрированных операторов. Это Управления по Волгоградской, Вологодской, Тульской областям, Республике Саха – Якутия, Пермскому краю, Москве и Московской области.

Самые высокие количественные показатели по зарегистрированным операторам достигнуты в Управлениях по Республике Татарстан (9013), по Республике Башкортостан (8343) и по Волгоградской области (5623).

Вместе с тем, уважаемые коллеги, к вопросу эффективности работы по формированию реестра операторов, мы обязательно вернемся при подведении итогов 2010 года.

В числе приоритетных задач остается работа по оптимизации административных процедур, связанных ведением реестра операторов. Так, наряду с интерактивным заполнением электронной формы уведомления об обработке персональных данных, на официальном сайте Роскомнадзора и портале «Персональные данные» реализована возможность заполнения и направления электронных заявлений о предоставлении выписки из реестра операторов. По состоянию на 14 декабря этой услугой воспользовались 370 заявителей, то есть 13%, а процентное соотношение операторов, воспользовавшихся электронной формой подачи уведомления, составило уже 36% от общего числа операторов, зарегистрированных со 2 октября прошлого года по настоящее время.

Полагаю необходимым продолжить работу по формированию реестра с учетом имеющихся положительных результатов и окончательно решить эту задачу в 2011 году.

Уважаемые коллеги!

В целях повышения эффективности защиты прав субъектов персональных данных на постсоветском пространстве в октябре 2010 года при поддержке Минкомсвязи России нами впервые проведена Международная конференция «Защита персональных данных», где, помимо заинтересованных российских ведомств и организаций, приняли участие представители уполномоченных органов по защите персональных данных стран – участниц СНГ. По итогам конференции представителями уполномоченных органов России, Молдовы и Кыргызстана был подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве между уполномоченными органами по защите прав субъектов персональных данных.

В октябре 2010 года представители Роскомнадзора в составе российской делегации приняли участие в Конференции «Россия – ЕС» по защите персональных данных и в первом раунде переговоров по разработке проекта Соглашения между Россией и Европейской полицейской организацией об оперативном и стратегическом сотрудничестве.

В ходе этого мероприятия европейским коллегам мы представили исчерпывающую информацию о месте, роли и итогах деятельности Роскомнадзора в качестве федерального органа исполнительной власти, отвечающего за надзор в сфере защиты прав субъектов персональных данных.

По мнению большинства европейских коллег, наша позиция была убедительной и аргументированной, а информация об итогах деятельности уполномоченного органа сыграла принципиальную роль в принятии европейскими партнерами решения о начале переговорного процесса между Российской Федерацией и Европолом и качественно продвинула переговоры с Евроюстом. Уважаемые коллеги, это реальный результат нашей совместной работы, за который я хочу вам выразить благодарность.

Уважаемые коллеги!

Сегодня имеет высокую актуальность тема, связанная с избыточностью числа государственных органов, осуществляющих контрольно – надзорные функции. Нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на проведение совместных проверок с другими регуляторами Закона о персональных данных (с ФСБ России, ФСТЭК России в 2010 году было проведено 7 совместных проверок). В 10 раз по сравнению с прошлым годом увеличено количество документарных проверок, что позволило сократить административное давление на операторов.

В 2010 году особое внимание было уделено методическому обеспечению деятельности сотрудников территориальных органов. Проведено 6 обучающих семинаров практически во всех федеральных округах, в их работе приняло участие около 800 слушателей. Представители Роскомнадзора в 2010 году приняли участие в более чем 300 тематических мероприятиях, посвященных вопросам защиты персональных данных.

До конца этого года мы направим в территориальные органы методические рекомендации для государственных инспекторов по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в области персональных данных. Данные рекомендации будут содержать не только существующую нормативную правовую базу в области персональных данных, но и практический опыт контрольно-надзорной деятельности и правоприменительной практики в указанной сфере деятельности. Ранее в территориальные органы были направлены рекомендации о порядке судебной работы по защите прав субъектов персональных данных. Считаем, что рекомендации качественно повысят уровень подготовленности наших госинспекторов и сделают их деятельность более понятной и прозрачной для проверяемых.

В 2010 году мы столкнулись с разностью подходов и позиций территориальных органов прокуратуры к отдельным вопросам, возникающим при осуществлении государственного контроля и надзора в области персональных данных. Часть вопросов нами успешно разрешена и доведена до терорганов.

В настоящее время мы ожидаем разъяснений Генеральной прокуратуры относительно оснований и порядка проведения документарных проверок и условий возможной передачи персональных данных третьему лицу на основании агентского договора, которые сразу же будут доведены до вас.

Говоря о повышении эффективности деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных, нельзя не отметить, что ситуация, связанная с активизацией деятельности территориальных органов в части, касающейся судебной защиты прав и законных интересов граждан, коренным образом не изменилась. Территориальными управлениями самостоятельно в суды не направлено ни одного искового заявления. Исключение составляет Управление по Москве и Московской области, подготовившее и направившее 3 исковых заявления в защиту прав субъектов персональных данных.

Недостаточно развита система мониторинга, направленная на предупреждение и выявление фактов незаконного размещения различными организациями на своих официальных сайтах, на средствах наружной рекламы либо в СМИ персональных данных граждан.

В целях повышения эффективности деятельности по защите прав субъектов персональных данных, прошу Вас, уважаемые коллеги, обратить внимание на серьезность этой проблемы и принять действенные меры по профилактике и пресечению указанных нарушений. С целью установления администраторов доменных имен, осуществляющих противоправную деятельность в сети Интернет, для своевременной передачи дел в суды, прошу организовать взаимодействие с территориальными подразделениями «К» Министерства внутренних дел и регистраторами доменных имен.

Уважаемые коллеги!

В этом году мы уже многое сумели сделать. Наработан бесценный практический и методический опыт. Есть не просто успехи, есть настоящие победы.

Но сейчас надо сделать следующий шаг. В рамках подготовки Службы к заседанию Правительственной комиссии по адмреформе центральным аппаратом были подготовлены предложения по повышению эффективности деятельности Службы, в том числе, в сфере защиты персональных данных и сфере информационных технологий. При этом, в сфере информационных технологий возможно появление новых полномочий, связанных с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.

Реализацию подготовленных Службой предложений я считаю главной приоритетной задачей для всех нас. Ближайшими задачами в сфере защиты персональных данных и в сфере информационных технологий считаю следующие:

1. Улучшение качества рассмотрения обращений граждан с целью минимизации повторных обращений и жалоб граждан на действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов Роскомнадзора.

2. Принятие административных регламентов осуществления государственных функций в сфере информационных технологий, в том числе с учетом изменения полномочий в указанной сфере.

3. Строгое и точное соблюдение административных процедур, установленных действующими административными регламентами, исключающее возможность оспаривания проверяемыми результатов проверок как по содержанию так и по формальным основаниям.

4. Систематическое повышение профессионального уровня и квалификации сотрудников как центрального аппарата так и терорганов.

5. Создание действенной и эффективной системы мониторинга деятельности поднадзорных субъектов, направленной на предупреждение и выявление нарушений требований законодательства в указанных сферах.

6. Законное и обоснованное использование полного набора административных инструментов, в том числе института судебной защиты, применение мер как профилактического, так и пресекательного характера. При этом все они должны быть направлены исключительно на достижение одной цели - обеспечение действенной защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов и пресечение незаконной деятельности в указанных сферах.

Уважаемые коллеги!

Результаты нашей деятельности позволяют утверждать, что перечисленные задачи в сфере защиты прав субъектов персональных данных и сфере информационных технологий мы можем и должны выполнить.

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Время публикации: 20.12.2010 16:04
Последнее изменение: 20.12.2010 17:01