Территориальные управления

Тезисы выступления Руководителя Роскомнадзора С.К. Ситникова на расширенном заседании коллегии Минкомсвязи России (Москва, 11 мая 2011 года)

11 мая 2011 года

 

 

В 2010 году Служба по всем направлениям исполнения полномочий выполнила поставленные задачи. Реализованы отдельные поручения Президента, Правительства, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В минувшем году проведено 22 тыс. мероприятий государственного контроля (надзора) всех видов. При этом более половины (51%) составили мероприятия систематического наблюдения.

Большая часть плановых мероприятий - 64% - также проведена дистанционно.

Уменьшено количество плановых выездных проверок, особенно в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. Акценты смещены в сторону внеплановых проверок по признакам нарушений, адресной работы по жалобам и обращениям.

Это свидетельствует о дальнейшем снижении административной нагрузки на добросовестный бизнес при проведении контрольно-надзорных мероприятий. При этом обеспечивается комплексность и всеохватность надзора – как по сферам деятельности, так и по территориям.

Возросла эффективность работы Службы с нарушителями. Выдано более 10 тыс. предписаний об устранении выявленных нарушений, что на 7,5% больше, чем в 2009 году. Составлено более 19 тыс. протоколов об административных правонарушениях - на четверть больше.

При осуществлении разрешительных процедур также сделана ставка на снижение административных барьеров. Сократилось время оформления разрешительных документов, начато оказание услуг в электронном виде.

На протяжении 2010 года Служба в инициативном порядке планомерно сокращала сроки принятия решений по радиочастотным присвоениям. К середине года удалось выйти на 60-дневный срок вместо 120-дневного. К концу года был достигнут рубеж 30-45 дней. Это позволило Службе в готовности встретить февральские поправки в закон «О связи», которыми установлен срок в 35 рабочих дней на принятие решения о присвоении радиочастот.

Добавлю, что в течение 5 дней после подписания соответствующего приказа сведения о частотных присвоениях публикуются на официальном сайте Роскомнадзора.

Проводится экспресс-экспертиза заявительной документации на этапе приема. Тем самым, исключается возврат документов по формальным признакам.

Организовано очное консультирование заявителей.

Количественные результаты разрешительной работы Службы в 2010 году свидетельствуют, что рынок связи и массовых коммуникаций уверенно проходит посткризисный период.

Оформлено 24 700 разрешений на использование радиочастот - на 5 тыс. больше, чем в 2009 году.

Выдано 7 100 лицензий на оказание услуг связи – на 800 больше, чем годом ранее.

Отмечу, что за последние пять лет количество действующих лицензий в сфере связи выросло почти в 2 раза.

В прошедшем голу зарегистрировано и перерегистрировано 9 816 средств массовой информации. Показатель 2009 года превышен почти на полторы тысячи. Значительную долю прироста обеспечили интернет-СМИ.

Выдано 2 770 лицензий на телерадиовещание – на 460 больше, чем в 2009 году.

Положительная динамика на рынке связи и телерадиовещания обусловила рост финансовых показателей предприятий радиочастотной службы. В результате в 2010 году ими перечислено в бюджеты всех уровней более 7,5 млрд рублей – на 11% больше, чем в 2009 году.

В 2010 году Роскомнадзором и предприятиями радиочастотной службы проведен комплекс работ по обеспечению развертывания в Российской Федерации сети цифрового телерадиовещания.

Работа велась в рамках созданной при Службе координационной группы. В ее состав вошли представители Минобороны, ФСО, ФГУП «РТРС». Привлекались специалисты Россвязи, Роспечати, ФГУП «НИИР», «Корпорации ПВО «Алмаз-Антей».

В результате деятельности координационной группы на сегодняшний день согласованы системные проекты сетей цифрового вещания для 1-го мультиплекса практически во всех регионах Российской Федерации. Работы по оставшимся проектам будут завершены в самое ближайшее время.

Кроме того, по заявкам ФГУП «РТРС» выдано более 1 100 разрешений на использование телевизионных каналов цифрового вещания.

Важный итог 2010 года – создание системы ситуационных центров. В настоящий момент она состоит из Ситуационного центра Роскомнадзора и ситуационных центров в федеральных округах.

В ситуационных центрах круглосуточно аккумулируется информация о состоянии сетей связи общего пользования, об использовании радиочастотного спектра, о помеховой обстановке и состоянии вещания теле- и радиоканалов на всей территории страны.

Одна из важнейших задач ситуационных центров - оперативное информирование руководства отрасли о нештатных ситуациях на сетях связи, осуществление контроля за восстановлением работоспособности сетей.

Эта задача успешно решалась во время летних пожаров и «ледяного дождя» в декабре прошло года.

По линии ситуационных центров организовано взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, крупными операторами связи.

Отмечу, что в апреле этого года разработанная Службой концепция развития ситуационных центров одобрена Правительственной комиссией по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации.

Признано целесообразным придать системе ситуационных центров Роскомнадзора статус отраслевой. Ситуационные центры станут основным инструментом управления сетями связи общего пользования, в том числе в периоды чрезвычайных ситуаций.

В сфере массовых коммуникаций отмечу важную работу по приведению в соответствие с российскими законами вещания иностранных телеканалов в кабельных сетях. Более 20 лет зарубежные вещатели находились вне российского правового поля.

Если 2009 году свидетельства о регистрации СМИ имели 18 зарубежных телеканалов, транслируемых в кабельных сетях, то сегодня уже 114.

В крайне ограниченные сроки Службой проведены необходимые мероприятия по формированию реестра СМИ, которым полагаются льготы по страховым взносам.

Только за первую неделю после вступления в силу соответствующего постановления Правительства, в реестр было включено 3 тысячи плательщиков, которые производят более 5 тыс. средств массовой информации.

Сегодня в реестре содержатся сведения о 4 тыс. плательщиках. Они производят более 7 тыс. СМИ.

В минувшем году выросли роль и значение Роскомнадзора как Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Проведено 1250 плановых и внеплановых проверок операторов, осуществляющих обработку персональных данных – в три раза больше, чем в 2009 году. Выдано 1900 предписаний об устранении нарушений – почти в 4 раза больше, чем годом ранее.

Особое внимание уделяется борьбе с незаконным распространением персональных данных, в том числе в Интернете. Судами по исковым заявлениям Службы прекращена незаконная деятельность 16 российских интернет-сайтов с базами данных о гражданах страны.

Надзор не упускает из вида и интернет-ресурсы, зарегистрированные за рубежом. В адрес уполномоченных органов США, Германии и Канады направлены обращения с просьбой о содействии в пресечении деятельности рядя сайтов, на которых размещены персональные данные россиян.

Увеличение объёма надзорной работы в сфере защиты персональных данных обусловлено в значительной степени ростом количества обращений и жалоб – со 150 в 2008 году до 1800 – в 2010 году.

Это зримое свидетельство возрастающей потребности граждан в защите личной информации. Люди начинают не только воспринимать информацию о себе как ценность, которую необходимо беречь, но и понимать, где они могут получить реальную помощь и поддержку в отстаивании своих прав в сфере персональных данных.

Практические результаты деятельности Службы свидетельствуют о том, что нынешний статус Уполномоченного органа позволяет в полном объеме и на высоком уровне решать задачи по защите прав субъектов персональных данных в Российской Федерации.

С начала 2011 года Службой в рамках решения общегосударственной задачи начат практический переход на оказание услуг в электронном виде через Единый портал государственных услуг.

Служба переходит одновременно на оказание в электронном виде 14 госуслуг. С этой целью на Едином портале размещены 50 форм электронных заявлений.

Первая заявка с Единого портала поступила в январе. Это было заявление на получение выписки из реестра операторов персональных данных.

О возрастающей потребности в государственных электронных сервисах говорит тот факт, что в 2010 году через официальный интернет-портал Роскомнадзора поступило более 10 тысяч заявлений на оказание тех или иных услуг.

Через специализированный портал Персональных данных направлено почти 100 тысяч уведомлений от организаций об осуществлении ими функций по обработке личных сведений о гражданах. Это почти 40% от общего количества уведомлений, поданных в Службу в прошлом году.

 

Один из безусловных приоритетов Службы - противодействие коррупционным проявлениям.

В 2010 году проведено 20 комплексных проверок территориальных органов и подведомственных предприятий. На постоянной основе ведется мониторинг СМИ, обращений граждан и юридических лиц с целью выявления фактов коррупции, личной заинтересованности, нарушений служебного поведения и ограничений, наложенных на государственных служащих. В результате ряд сотрудников Службы и подведомственных предприятий покинули занимаемые должности.

Противодействие коррупции стало отдельной темой на расширенном совещании Службы в декабре прошлого года.

 

Уважаемые участники коллегии!

Результаты деятельности Службы в прошедшем году, поручения Президента и Правительства Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций предопределили задачи на 2011 год и среднесрочную перспективу.

Среди основных.

Первая. Оптимизация контрольно-надзорных и разрешительных функций, сокращение избыточного государственного регулирования в сфере связи.

Вторая. Обеспечение выполнения требований постановления Правительства о взимании платы за пользование радиочастотным спектром, контроль за перечислением взимаемой платы в федеральный бюджет в полном объеме и в установленные сроки.

Третья задача. Завершение процесса формирования отраслевой системы ситуационных центров, налаживание действенного взаимодействия с ситуационными центрами других органов власти и операторов связи.

Четвертая. Проведение мероприятий по изысканию радиочастотного ресурса для организаторов, участников и гостей Олимпиады 2014 года в Сочи, для других важных государственных мероприятий.

Пятая. Завершение согласительных процедур по проектам строительства сетей цифрового телерадиовещания для 1-го мультиплекса во всех регионах Российской Федерации и обеспечение работы по согласованию проектов для 2-го мультиплекса, если такая задача будет поставлена.

Шестая задача. Участие в формировании системы электронного взаимодействия с другими органами власти с целью оказания государственных услуг в режиме «одного окна». Увеличение доли госуслуг, предоставляемых в электронном виде.

Седьмая. Предотвращение, предупреждение и профилактика нарушений средствами массовой информации выборного законодательства в период подготовки и проведения избирательных кампаний федерального уровня.

Восьмая. Оформление теле- и радиовещательных лицензий для победителей конкурсов в двухмесячный срок после заседания Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.

Девятая. Совершенствование форм взаимодействия с правоохранительными органами при осуществлении деятельности по защите прав субъектов персональных данных, в том числе противодействии распространению нелегальных баз данных.

За малым временем подробно остановлюсь на двух задачах:

Сначала о выборах.

Итоги региональных избирательных кампаний в марте и октябре 2010 года показали результативность взаимодействия территориальных органов Службы с региональными избирательными комиссиями. Они активно обменивались информацией, оперативно реагировали на нарушения выборного законодательства.

По обращениям избиркомов территориальными управлениями было составлено более 60 административных протоколов за нарушения требований законодательства о выборах, допущенных СМИ.

Предстоящие выборы общефедерального уровня потребуют от Службы более тесного взаимодействия с Центральной избирательной комиссией и избирательными комиссиями в регионах.

Для налаживания такого взаимодействия Служба и Центризбирком уже в ближайшее время во всех федеральных округах проведут совместные семинары, на которых будут обсуждены все вопросы, касающиеся участия СМИ в выборах, рассмотрены наиболее сложные случаи правоприменительной практики.

Вместе с тем, считаю, что надзор в сфере СМИ – как за соблюдением выборного законодательства, так и в целом - должен осуществляться максимально взвешенно, адресно, с упором на меры профилактического характера. «Семь раз отмерь – один раз отрежь» - эта пословица подходит к данной сфере контрольной деятельности как нельзя лучше.

 

Теперь о совершенствовании деятельности в сфере связи.

План мероприятий по оптимизации надзорных и разрешительных функций, сокращению избыточного регулирования в данной области утвержден распоряжением Правительства от 26 апреля 2011 года.

Именно этот документ станет руководством к действию для Службы в 2011 году и в среднесрочной перспективе. Тема организации работ по выполнению поставленных в Плане задач вынесена в качестве основной на завтрашнее заседание коллегии Роскомнадзора.

В числе главных задач:

1. Перевод на уведомительный порядок лицензирования в области связи, за исключением оказания услуг с использованием радиочастотного спектра, ресурса нумерации, услуг связи для целей телерадиовещания и почтовой связи.

2. Создание механизмов, позволяющих передавать право пользования радиочастотами от одних лиц другим.

3. Формирование инструментов досрочного прекращения разрешений на использование радиочастот с выделением другой полосы, а если это невозможно с компенсацией убытков, в том числе упущенной выгоды.

4. Переход на проведение торгов на право использования радиочастотного спектра, а не на получение лицензий на оказание услуг.

5. Определение критериев эффективности использования полос радиочастот и требований к срокам начала их фактического использования.

6. Совершенствование порядка ввоза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Создание Реестра РЭС и ВЧУ, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации.

Вместе с тем, полагаю, что настало время сделать более решительные шаги по изменению системы надзора в сторону большей эффективности при меньших финансовых затратах.

Да, действующие формы и методы надзора показали результативность. Однако они все меньше соответствуют вызовам сегодняшнего дня.

Руководство страны взяло курс на оптимизацию органов государственного управления, на повышение эффективности использования органами власти бюджетных средств. Между тем, механизмы надзора остаются излишне организационно и финансово обременительными.

К примеру, плановые выездные проверки требуют значительных финансовых и кадровых ресурсов, но далеко не всегда достигают поставленных целей. Так, в 2010 году инспекторами Службы не было выявлено нарушений в 60% таких проверок, а в первом квартале этого года в 50%.

Одни организации изначально работают без нарушений – и спрашивается, зачем их проверять. Другие тщательно готовятся к проверкам, поскольку точно знают, когда к ним придут инспекторы.

Как Вы знаете, законодательство требует не только публикации ежегодных планов проверок на сайтах надзорных органов, но и направления уведомления о проверке за 3 дня до ее начала. Вместе с тем, не редки случаи, когда организация, успешно пережившая плановую проверку, через некоторое время становится фигурантом многочисленных жалоб.

Финансовые и кадровые ресурсы, которые затрачиваются на проведение плановых выездных проверок, более целесообразно было бы направлять на исполнение иных полномочий надзорных органов.

Например, за последние 3 года количество возложенных на Роскомнадзор функций и полномочий возросло в 2 раза. Количество субъектов надзора выросло на 30%. Одновременно в рамках оптимизации государственного аппарата сократились бюджетное финансирование и штатная численность Службы. Нагрузка на сотрудников Службы возросла вдвое. В связи с этим качество надзора в ближайшее время может существенно снизиться.

Выход из ситуации видится в переформатировании надзорной деятельности. При этом безусловный приоритет отдается мероприятиям систематического наблюдения и внеплановым проверкам, в том числе по обращениям и жалобам, количество которых уверенно растет. В 2010 году от граждан и организаций в Службу поступило 14,5 тыс. обращений и жалоб - почти в два раза больше, чем в 2009 году.

Абсолютно понятно, что непродуманные и неподготовленные изменения форм и методов надзора чреваты большими проблемами. А именно ослаблением контроля, снижением количества выявляемых нарушений и, как следствие, безнаказанности. При этом очевидно, что перемены назрели.

В связи с этим Служба предлагает провести практический эксперимент с целью определения модели надзора, наиболее эффективной для государства, граждан и бизнеса.

Для начала предлагаем провести эксперимент в сфере связи. Срок – 2012-2013 годы. Территория - 3-4 региона с различной протяженностью транспортных коммуникаций и загруженностью средствами связи.

 

Ключевыми составляющими эксперимента могли бы стать:

Первое: Введение предлицензионного контроля для участников рынка, которые планируют оказывать услуги с использованием радиочастотного спектра, ресурса нумерации, услуги связи для целей телерадиовещания и почтовой связи.

То есть для тех, кто не перейдет на уведомительный порядок лицензирования.

Задача предлицензионного контроля способствовать формированию конкурентного рынка с сильными игроками, минимизировать возможности для входа на рынок недобросовестного бизнеса.

Второе: Отказ от плановых выездных проверок в пользу внеплановых мероприятий, дистанционных форм контроля, таких как систематическое наблюдение. При этом особое внимание уделяется обращениям и жалобам граждан и организаций.

Результаты работы без плановых выездных проверок можно оценить на примере Управления Роскомнадзора по Ульяновской области.

В соответствии с законом № 294 план выездных проверок должен проходить согласование в органах прокуратуры. По ряду причин Ульяновская областная прокуратура не согласовала Управлению Службы в этом году ни одной выездной проверки в сфере связи.

Это вынудило переориентировать силы и средства на мероприятия дистанционного систематического наблюдения, на внеплановые проверки выполнения ранее выданных предписаний и работу по обращениям и жалобам.

В результате, если за весь прошлый год было проведено 50 мероприятий систематического наблюдения и выявлено 7 нарушений, то в только первом квартале этого года – 27 таких мероприятий и выявлено 9 нарушений.

В 1 квартале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выдано в три раза больше предписаний об устранении нарушений. Количество составленных протоколов выросло в 2 раза. Увеличился и объем наложенных штрафов.

Ожидаемые результаты эксперимента:

1. Снижение административной нагрузки на добросовестных участников рынка.

2. Повышение действенности надзорных мероприятий за счет усиления внимания к «точечным» проверкам, проводимым на основании информации о нарушениях.

3. Рачительное использование бюджетных средств.

4. Перераспределение нагрузки на государственных инспекторов. Служба без дополнительного финансирования и увеличения штатной численности получает возможность усилить другие направления исполнения полномочий. В том числе сконцентрироваться на решении задач, вытекающих из правительственного Плана мероприятий по оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере связи.

Дополнительно Служба предлагает ввести для нарушителей законодательства в сфере связи «оборотные» штрафы, то есть штрафы в процентах от годовой выручки. Для этого необходимо внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считаем, что «оборотные» штрафы необходимо взимать в случае нанесения реального ущерба гражданам, государству или другому оператору.

Когда серьезного ущерба нет – «оборотные» штрафы целесообразно использовать только, если не исполняются предписания надзора об устранении нарушений.

«Оборотные» штрафы станут дополнительной мотивацией для операторов к работе без нарушений. Будут ликвидированы предпосылки к намеренному нарушению законодательства. Сегодня компании порой выгоднее нарушить и заплатить штраф, чем жить по закону. Например, максимальный штраф за эксплуатацию базовой станции сотовой связи без разрешительных документов – всего 20 тыс. рублей. Вместе с тем, выгода от эксплуатации этой базовой станции в разы больше. Для многих операторов даже стало традицией включать затраты на штрафы в годовые бюджеты.

Мы понимаем, что подход к взиманию «оборотных» штрафов должен быть максимально взвешенным. Но без этой действенной меры не будет достигнута основная цель надзора – обеспечение населения качественными и доступными услугами за счет неукоснительного исполнения участниками рынка законодательства и нормативных правовых актов.

Уважаемые участники коллегии!

Мы отдаем себе отчет в том, что работа по организации эксперимента потребует значительных усилий. В кратчайшие сроки предстоит подготовить предложения по изменению нормативной правовой базы, выработке новых критериев эффективности надзорной деятельности.

Вместе с тем, есть полное понимание того, что нынешние формы и методы надзора излишне обременительны для государства.

В связи с этим прошу Коллегию одобрить инициативу Службы о проведении эксперимента. В случае успеха станет возможным модернизировать механизмы надзора в иных сферах полномочий Роскомнадзора. А в дальнейшем можно было бы использовать этот опыт в других областях государственного контроля и надзора.

Предлагаемые изменения, по нашему убеждению, в полной мере отвечают сегодняшним социально-экономическим интересам граждан, государства и бизнеса.

Поделиться:

Время публикации: 11.05.2011 18:54
Последнее изменение: 13.05.2011 13:55