Территориальные управления

Тезисы выступления заместителя руководителя Роскомнадзора О.А. Иванова на совещании «Оптимизация государственного регулирования использования радиочастотного спектра». (Москва, 2 февраля 2012 г.)

3 февраля 2012 года


Уважаемые коллеги!

С момента вступления в силу Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», актуализировавшего правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, прошло больше восьми лет. За это время сформирована правоприменительная практика. Однако, несмотря на ряд изменений, вносившихся в закон, до сих пор существуют неурегулированные вопросы, «узкие места», правовые коллизии между нормами закона и остальным законодательством, а также между отдельными нормами самого закона.
В настоящее время нами разработан законопроект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который находится в настоящее время на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.
Я бы хотел остановиться на наиболее важных новациях, которые предполагается внести на основе законопроекта, в части разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в области использования радиочастотного спектра и лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, а также на тех изменениях в иные законы Российской Федерации, которые изменили процедуры лицензирования в сфере связи уже сейчас ( с 03.11.2011).

Торги на право использования радиочастотного спектра

В действующей редакции Федерального закона “О связи” (статья 31) предусмотрено проведение торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии, если оказание услуг связи связано с применением ограниченного ресурса (полосы радиочастот или ресурсов сети связи общего пользования (нумерации)). По итогам торгов победителю выдается лицензия и под нее (лицензию) выделяется соответствующий ограниченный ресурс.
Всего с момента вступления в силу Федерального закона “О связи” (1 января 2004 г.) было проведено 26 конкурсов на выдачу лицензий на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра (IMT-2000/UMTS, GSM в диапазонах 900 МГц и 1800 МГц, мобильный БШД в диапазонах 2,3 – 2,4 ГГц; 3,4 – 3,5 ГГц).
По результатам торгов были выданы лицензии на оказание услуг радиотелефонной связи или победитель конкурса получал три лицензии: две на передачу данных (с голосовой информацией и без голосовой информации) и телематические услуги связи.
В новой редакции ФЗ “О связи” предполагается проведение торгов не на получение лицензии, а на право использования радиочастотного спектра. Причем, торги предполагается проводить преимущественно в форме аукциона. Это позволит обеспечить принцип технической нейтральности, так как победителю будет выдаваться не лицензия с жестко определенными лицензионными условиями, а разрешение на использование определенной полосы радиочастот без привязки к виду услуги связи и конкретному стандарту.
Проведение торгов в форме аукциона позволит свести к минимуму субъективный фактор в определении победителя торгов, то есть кардинально снизит коррупционные риски. Наконец, законодательно предусмотренный механизм частно-государственного партнерства позволит оптимизировать расходы государственного бюджета на возможное проведение работ по конверсии радиочастотного спектра.

Переоформление разрешений на использование или радиочастотных каналов

В действующей редакции Федерального закона “О связи” (статья 24) предусмотрено переоформление разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов только на универсального правопреемника при осуществлении реорганизации юридического лица.
Одновременно пунктами 1 и 3 статьи 35 Федерального закона “О связи” предусмотрено переоформление лицензий на оказание услуг связи, в том числе с использованием радиочастотного спектра, не на универсального, а на сингулярного правопреемника (передача части прав) при передаче, в том числе продаже лицензиатом правопреемнику сетей и средств связи (РЭС).
Таким образом, между статьями 24 и 35 возникла и существует правовая коллизия, существенно усложняющая процесс переоформления лицензий на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра в том случае, когда бизнес продается и сеть является действующей, включая технические средства и наличие абонентской базы.
Поэтому в новой редакции Федерального закона “О связи” предусмотрена процедура переоформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов в случае уступки (перехода права на использование радиочастот или радиочастотных каналов) без указания причины уступки. По нашему мнению, данная новелла, фактически узаконив перепродажу радиочастот, приведет к либерализации рынка и, главное, к исчезновению существующих ныне “черных схем” перепродажи радиочастот.

Переход к уведомительному порядку получения права осуществления предпринимательской деятельности в области оказания услуг связи

Статьей 2 Федерального закона “О связи” услуга связи определена как деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В силу специфики отрасли связи (существование различных по физической природе и технической реализации услуг связи; местная телефонная связь, почтовая связь, предоставление доступа в Интернет) 29 статьей закона введено понятие “наименование услуги связи, вносимой в лицензию” и установлено, что перечень таких наименований устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2005 г. № 87.
Статья 29 закона предусматривает обязательность получения лицензии при осуществлении деятельности по возмездному оказанию услуг связи, наименования которых установлены указанным постановлением.
В новой редакции Федерального закона “О связи” предлагается сохранить лицензирование (то есть, разрешительный порядок) только при осуществлении предпринимательской деятельности в области оказания таких услуг связи, оказание которых осуществляется с использованием радиочастотного спектра или ресурса нумерации, а также услуг связи для целей телерадиовещания и почтовой связи.
В это же время, предпринимательская деятельность по возмездному оказанию услуг электросвязи без использования радиочастотного спектра или ресурса нумерации, будет осуществляться на основании внесения в реестр лиц, оказывающих услуги связи в уведомительном порядке.
Как мы видим, проект закона предусматривает сохранение разрешительного порядка осуществления только для тех услуг связи, при оказании которых используется ограниченный ресурс, или существует опасность финансирования терроризма или легализации (отмывания) незаконно полученных денежных средств, а также нарушения прав пользователей.
Введение уведомительного порядка на осуществление большинства видов услуг связи существенно уменьшит бюрократическую нагрузку на бизнес и будет способствовать дальнейшей либерализации рынка услуг связи, созданию условий для здоровой конкуренции между “старожилами” и вновь возникшими операторами связи.

Переход к уведомительному порядку регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

В настоящее время порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539.
Указанным постановлением предусмотрен разрешительный порядок использования РЭС и ВЧУ, то есть в результате оказания государственной услуги территориальным органом Роскомнадзора выдается Свидетельство о регистрации РЭС или ВЧУ, которое является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.
В проекте новой редакции правил предлагается установить уведомительный порядок регистрации РЭС и ВЧУ, то есть когда право на использование РЭС и ВЧУ у их владельцев возникает со дня направления в территориальные органы Роскомнадзора уведомления о регистрации. При этом сведения о зарегистрированных РЭС и ВЧУ вносятся в информационно - учетную систему РЭС и ВЧУ Роскомнадзора и подлежат публикации на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Исключение радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств из информационно-учетной системы РЭС и ВЧУ влечёт за собой прекращение права их использования.
Кроме того, в действующей редакции Федерального закона “О связи” (пункт 5 статьи 22) установлено, что перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, в том числе изъятия из этого перечня, определяется Правительством Российской Федерации. При этом периодичность внесения изменений законодательно не определена.
Учитывая постоянно растущие темпы развития средств радиосвязи локального применения, не оказывающих влияния на обеспечение надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, возникает необходимость оперативного внесения изменений в Изъятия из перечня РЭС и ВЧУ, подлежащих регистрации.
С этой целью в проект новой редакции правил регистрации РЭС и ВЧУ включены изменения, дающие право Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не реже одного раза в год вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в Изъятия из перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации.

Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи после изменения в 2011 г. нормативно-правовой базы

3 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, упорядывающий систему лицензирования в Российской Федерации. Указанным законом введен унифицированный порядок выдачи лицензий на 49 видов деятельности, в том числе на оказание услуг связи. Вместе с тем в отдельных сферах (страхование, алкогольная промышленность, телевидение и радиовещание, связь) установлены определенные особенности лицензирования.
Кроме того, в 2011 году вступили в силу Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные статьи Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, касающиеся упрощения оказания государственных услуг за счет использования системы межведомственного электронного документооборота и оказания государственных услуг в электронной форме.
Поскольку наиболее существенные изменения в процесс лицензирования в области оказания услуг связи внесены именно 99-ФЗ, позвольте мне остановиться сначала на нем.
До дня вступления в силу № 99-ФЗ (3 ноября 2011 г.) лицензирование деятельности в области оказания услуг связи регулировалось исключительно 126-ФЗ и принятыми на его основе подзаконными актами. Действующий до указанной даты Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” не распространялся на деятельность в области связи.
В соответствии с 99-ФЗ оказание услуг связи входит в сферу регулирования указанного федерального закона. Однако законодатель ввел норму, в соответствие с которой особенности лицензирования оказания услуг связи, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральным законом, регулирующим оказание услуг связи, то есть № 126-ФЗ «О связи».
Таким образом, основы лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации установлены № 99-ФЗ, а № 126-ФЗ применяется только в части, устанавливающей особенности именно для сферы связи (ограниченный срок действия лицензии, особый порядок приостановления и возобновления, применение термина “адрес оказания услуг” как “территории действия лицензии” и другие).
Что конкретно изменилось?
1. Изменения (дополнения) в действующие лицензии в области оказания услуг связи больше не вносятся, так как данные юридически значимые действия не предусмотрены № 99-ФЗ.
Соответственно переоформление лицензии по причине изменения реквизитов лицензиата теперь производится в порядке выдачи новой лицензии, а не дополнения к действующей, как раньше.
2. Больше не применяется норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 35 № 126-ФЗ, о прекращении действия лицензии в случае пропуска лицензиатом тридцатидневного срока подачи заявления на переоформление лицензии. Установленные этой нормой правовые последствия в виде прекращения действия лицензии явно не соответствовали характеру нарушения (опоздание с подачей заявления о переоформлении лицензии). Не секрет, что в течение шести лет эта норма была “головной болью” многих лицензиатов.
В настоящее время указанная норма действует только в части лицензий, тридцатидневный срок подачи заявлений о переоформлении лицензии по которым истек до 2 ноября 2011 г. (включительно).
На чем особо хочу остановить внимание.
3. Термин “аннулирование лицензии”, установленный № 126-ФЗ, соответствует термину “прекращение действия лицензии” в редакции № 99-ФЗ. То есть, если ранее в случае прекращения оказания услуг связи (намерения прекратить услуги связи) лицензиат направлял в Роскомнадзор заявление об аннулировании лицензии, то с 3 ноября 2011 г. необходимо направлять заявление о прекращении действия лицензии.
Больше не применяется норма, предписывающая прикладывать к заявлению о представлении (продлении, переоформлении) лицензии копии учредительных документов, заверенных исключительно органами Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Теперь указанные копии могут быть заверены нотариально. Я думаю, эта новелла тоже облегчит жизнь лицензиатам и соискателям лицензий.
№ 99-ФЗ введены новые основания для переоформления лицензии в области оказания услуг связи: это изменение территории действия лицензии и изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющий лицензируемый вид деятельности. Ранее для внесения таких изменений требовалось аннулировать имеющуюся лицензию и оформить новую с иными лицензионными требованиями.
Все вы, конечно, помните норму, установленную пунктом 2 статьи 36
№ 126-ФЗ, которая фактически заставляла лицензиата получать новую лицензию с одновременным аннулированием старой, например, при необходимости исключения из лицензии нескольких населенных пунктов или радиопередатчиков.
Теперь это можно сделать, переоформив лицензию в связи с изменением территории действия лицензии или изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг.
Далее, что нового в процесс лицензирования внесли Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.
1. Запрет на истребования от соискателя лицензии (лицензиата) документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов.
В нашем случае, это:
- документы, имеющиеся в распоряжении ФНС России, кроме копий учредительных документов;
- решения Государственной комиссии по радиочастотам (далее – ГКРЧ) при Минкомсвязи России, имеющиеся в распоряжении ГКРЧ;
- выдаваемые Роскомнадзором лицензии на вещание, имеющиеся в Службе.
Роскомнадзор получает документы из ФНС России и ГКРЧ по каналам системы межведомственного документооборота (далее – СМЭВ). Информация о лицензиях на вещание содержится в соответствующей подсистеме Единой информационной системы Роскомнадзора.
Указанные документы (копии указанных документов) соискатель лицензии может представить по собственному желанию, либо просто указать в заявлении о предоставлении лицензии их реквизиты.
Для ускорения рассмотрения заявлений о предоставлении лицензии мы настоятельно рекомендуем указывать в заявлении номера решений ГКРЧ и номера лицензий на вещание, чтобы свести до минимума работу эксперта по их поиску и идентификации, а также исключить возможные ошибки и неточности.
Если оператор связи намерен оказывать услуги связи для целей эфирного наземного вещания с использованием лицензии на вещание, принадлежащей другому юридическому лицу, также необходимо указать реквизиты документа, подтверждающего наличие правоотношений между соискателем лицензии и лицензиатом-вещателем.
Таким образом, после вступления в силу № 169-ФЗ количество документов, которые необходимо представить соискателю лицензии, снизилось с одиннадцати до шести.

Оказание государственной услуги по лицензированию деятельности в области оказания услуг связи в электронной форме

Отдельно я хотел бы остановиться на такой важной теме, как оказание государственных услуги по лицензированию деятельности в области оказания услуг связи в электронном виде. Особое внимание в № 99-ФЗ и № 210-ФЗ уделено как раз порядку предоставлению государственных услуг в электронной форме, в том числе с использованием технических средств Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал).
Требования к форматам заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, представляемых в Роскомнадзор в форме электронных документов, установлены приказом Роскомнадзора от 30 августа 2011 г. № 733. Текст упомянутого приказа размещен в разделе “Государственные услуги” официального сайта Роскомнадзора в информационно-коммуникационной сети “Интернет” www.rsoc.ru.
Формы указанных электронных документов и подробные рекомендации по их заполнению можно найти в соответствующих разделах Единого портала.
К сожалению, указанный способ подачи заявочных документов до сих пор не пользуется популярностью среди наших операторов. За все время функционирования Единого портала поданы всего несколько заявок на получение лицензии по связи, причем составленных крайне некорректно. Естественно, в выдаче лицензий было отказано.
В случае если заявление подается с использованием электронного носителя, подписанного электронной подписью, необходимо оформить электронные заявительные документы в строгом соответствии с приказом Роскомнадзора от 30 августа 2011 г. № 733 (по организации приема заявок в электронной форме).
В противном случае некоторые документы (заявление о предоставлении лицензии, нотариально заверенные копии учредительных документов) придется досылать в Роскомнадзор в бумажном виде, что с нашей точки зрения, крайне неудобно.

Поделиться:

Время публикации: 03.02.2012 09:32
Последнее изменение: 03.02.2012 10:33