Территориальные управления

Тезисы выступления А.А. Жарова на расширенном заседании коллегии Роскомнадзора на тему: «Итоги деятельности Роскомнадзора с 2008 по 2011 годы, задачи на 2012 год и среднесрочную перспективу» (Москва, 15 мая 2012 г.)

17 мая 2012 года

Презентационный материал (PDF, 19.13 Mb)

 

Уважаемые участники коллегии!

                             

2011 год стал третьим годом исполнения Роскомнадзором своих полномочий. Все эти годы Служба последовательно двигалась к новому качеству разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в соответствии с целями и задачами, поставленными  руководством страны.

Результаты, достигнутые Роскомнадзором в этот период, связаны с именем Сергея Константиновича Ситникова – руководителя Службы до апреля этого года, когда по решению руководства страны он возглавил Костромскую область.

Благодаря его усилиям Роскомнадзор стал органом исполнительной власти, эффективно исполняющим свои полномочия по всем направлениям разрешительно-лицензионной и контрольно-надзорной деятельности.

Хочу поблагодарить Сергея  Константиновича за проделанную работу, пожелать ему удачи и успехов в должности губернатора.

 

В минувшем году Служба провела 21,5 тысяч надзорных мероприятий. При этом реализовывалась новая стратегия надзорной деятельности, на которую указывал Владимир Путин. В своей январской статье в газете «Ведомости» он писал: «Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса — исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением».

Эта стратегия реализовывается Роскомнадзором за счет снижения количества плановых проверок с одновременным увеличением объема систематического наблюдения и мероприятий радиоконтроля, проводимых радиочастотной службой.

Так, количество плановых проверок снизилось за два года на 30%. Напротив, количество мероприятий систематического наблюдения выросло на 17%.  На этот год запланировано около 18 тыс. мероприятий систематического  наблюдения, что обеспечивает рост еще на 33%.

Такой подход снижает не только нагрузку на добросовестный бизнес, но также бюджетные и временные затраты на контрольно-надзорные мероприятия. Одновременно повышается эффективность контроля. Он становится «адресным»  и проводится там,  где дистанционно выявлены признаки нарушений.  В результате проведенных мероприятий в 2011 году составлено более 28,5 тысяч протоколов об административных правонарушениях – почти на 10 тыс. больше, чем годом ранее. Наложено 101,5 миллионов рублей  административных штрафов. Это на 40% больше, чем в 2010 году, и более чем в 2 раза превышает уровень 2009 года.

Цифры показывают, что новые подходы Роскомнадзора в полной мере отвечают взятому руководством страны курсу на оптимизацию деятельности органов государственного управления, на повышение эффективности использования ими бюджетных средств.

Особое значение Роскомнадзор придает работе с жалобами и обращениями граждан, поскольку именно они высвечивают наиболее острые проблемы в поднадзорных отраслях.  В 2011 году в Службу поступило почти 19 тысяч жалоб и обращений, на 4 тысячи  больше, чем годом ранее. Количество контрольных мероприятий по обращениям и жалобам по сравнению с 2010 годом увеличилось на 5%, а если сравнивать с показателями 2009 года – в два раза.

Поступившие обращения и жалобы распределяются по основным тематическим группам следующим образом:

- по вопросам  оказания услуг связи, в том числе качества работы телефонной сети - 15%;

- о проблемах доступа к сети Интернет, защиты персональных данных - 14%;

- по вопросам нарушения законодательства о средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет - 10%.

Больше всего жалоб – более 40% - связаны с деятельностью «Почты России». Результаты контроля в этой сфере показывают, что количество корреспонденции, доставляемой в установленные сроки, в последние три года в целом по стране снижается. Есть регионы, где в 2011 году показатели улучшились, но общая картина вызывает озабоченность. Например, в Москве и Московской области в прошлом году только 21% письменной корреспонденции адресаты получили в сроки, установленные нормативными документами.

В связи с этим необходимо, чтобы руководство «Почты России» уделило особое внимание межрегиональной и внутрирегиональной логистике, вопросам оптимизации процедур таможенного оформления.

В минувшее трехлетие упрощены разрешительно-лицензионные процедуры, сокращены их сроки. Так, сроки принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов сокращены со 120-ти до 35 рабочих дней. Заявления на оформление лицензий в сфере связи рассматриваются за 30-40 дней вместо 75. Сокращено время оформления заключений экспертизы электромагнитной совместимости. Регистрация средств массовой информации осуществляется в территориальных органах Роскомнадзора в срок до 15 дней вместо 30-ти.

Снижение временных издержек на получение разрешительных документов позволяет оператору связи или редакции СМИ быстрее начинать работу, создавать новые рабочие места, платить налоги – одним словом, оказывать пользу обществу.

Работу в направлении упрощения и сокращения сроков разрешительных процедур необходимо продолжать, в том числе активно внедряя электронные формы взаимодействия с заявителями.

Такую возможность предоставляет портал государственных услуг, посредством которого Служба оказывает 14 госуслуг, определенных Правительством Российской Федерации.

Помимо этого, Роскомнадзором обеспечено межведомственное электронное взаимодействие с Минкомсвязи, Федеральной налоговой службой, Казначейством России, Росреестром, Минкультуры, Минтрансом, МЧС России, с которыми мы обмениваемся документами, необходимыми для оказания гражданину или организации той или иной услуги.

Портал государственных услуг, система межведомственного взаимодействия – два важнейших элемента инфраструктуры электронного правительства, которое призвано вывести государственное управление на новый качественный уровень, сделать максимально комфортными взаимоотношения граждан и государства.

Благодаря системе межведомственного взаимодействия Роскомнадзор уже сегодня не требует у заявителя выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, решения Госкомиссии по радиочастотам  и многое  другое – всего 51 вид документов.

Более того, Служба, понимая важность и востребованность современных электронных сервисов, оказывает дополнительные услуги и на собственном интернет-портале. Так, буквально на днях внедрен сервис, позволяющий оператору связи узнавать в режиме он-лайн о выданных именно ему лицензиях и разрешениях на использование радиочастот. Отмечу, что эту идею нам подсказал участник одной из онлайн-конференций, проводимых Службой на своем интернет-сайте.

 

                              Уважаемые участники коллегии!

 

За прошедшие три года выполнен ряд поставленных перед Службой задач. Кратко остановлюсь на основных:

Проведен комплекс работ по частотному обеспечению развертывания в Российской Федерации сети цифрового телерадиовещания.

Создана Федеральная автоматизированная информационно-аналитическая система в области использования радиочастотного спектра и электронных СМИ. Впервые в истории страны в едином информационном ресурсе собраны сведения обо всех разрешениях на использование радиочастот, обо всех действующих РЭС гражданского назначения, данные лицензий и т.д.  На Интернет-портале ФАИС предоставлен открытый доступ к базе радиочастотных назначений.

Создана вертикально интегрированная система управления Роскомнадзором, включающая Ситуационный центр Федеральной службы и ситуационные центры предприятий радиочастотной службы в федеральных округах. Налажено взаимодействие с аналогичными системами федеральных исполнительных органов власти - МЧС России, Минэнерго, ФСБ, МВД, а также крупных операторов связи.

В настоящее время начата работа по созданию системы контроля за сетями связи с элементами искусственного интеллекта. При аварийной ситуации эта система будет не только информировать о причинах аварии, но подсказывать варианты ликвидации нештатной ситуации, какие силы и средства необходимо использовать.

Впервые в истории страны подготовлена карта покрытия мобильной связью всех магистральных автодорог. Появилась возможность объективной оценки качества услуг мобильной связи вдоль российских автомагистралей.

Карта будет востребована для реализации распоряжения  Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года о полном покрытии мобильной связью магистральных автодорог до конца 2013 года.

Руководством Роскомнадзора поставлена задача к 1 августа подготовить карты покрытия мобильной связью всей территории Российской Федерации.

Карта, размещенная на сайте Роскомнадзора, поможет людям ориентироваться в покрытии территории тем или иным оператором мобильной связи, чтобы в случае необходимости взять с собой в поездку актуальную сим-карту.

Что касается регуляторов, то на основании карты покрытия будут приниматься решения по развитию сетей мобильной связи, в том числе в рамках частно-государственного партнерства, как это было при обустройстве трассы «Амур».

Помимо этого, карта востребована для оказания услуги «112».

Убежден, что социально-ориентированное государство должно предпринять все меры для того, чтобы его граждане чувствовали себе в безопасности в любом месте на карте страны, в том числе с точки зрения обеспечения устойчивой связью.

В рамках работы по повышению эффективности использования радиочастотного спектра в полосах радиочастот GSM-900/1800 подготовлены предложения по рефармингу с целью формирования у операторов сплошных полос радиочастот и ликвидации разделительных каналов.

Это особенно актуально в связи с развитием технологий беспроводного широкополосного доступа, для которых необходима сплошная полоса радиочастот. После рефарминга у операторов появится возможность, в случае соответствующего решения регулирующих органов, оказывать гражданам услуги на основе перспективных технологий в диапазонах, которые уже более десятка лет используются для мобильной связи стандарта GSM.

В результате проведенной работы в диапазоне 1800 МГц изыскан дополнительный радиочастотный ресурс в 80 регионах страны. Предложения о проведении рефарминга направлены в Госкомиссию по радиочастотам.

В рамках радиочастотной службы создана подсистема радиоконтроля РЭС спутниковых служб радиосвязи. В Международном союзе электросвязи впервые зарегистрированы четыре российские станции радиоконтроля коротковолнового диапазона и две станции контроля спутниковых служб радиосвязи (Белгород, Смоленск). Это позволило Российской Федерации войти в международную систему радиоконтроля, с большей эффективностью отстаивать свои интересы в рамках международного взаимодействия по контролю за соблюдением договоренностей об использовании соответствующих диапазонов радиочастот.

На новый уровень выходит Автоматизированная система радиоконтроля (АСРК). Новый подход заключается в обеспечении постоянного мониторинга радиочастотного спектра с целью накопления и анализа объема информации, необходимого и достаточного для проведения эффективных контрольно-надзорных мероприятий.

Вступила в активную фазу реализация политики унификации деятельности предприятий радиочастотной службы: выработаны единые подходы к закупкам оборудования радиоконтроля и программно-методического обеспечения. Унификация позволит не только вывести на должный уровень взаимодействие технологических систем предприятий радиочастотной службы, но и более эффективно использовать бюджетные средства. Как ожидается, экономия составит до 10% .

Наведен законный порядок в сфере предоставления услуг кабельного телевидения. В результате принятых мер зарубежные телеканалы, которые транслируются в российских кабельных сетях, зарегистрированы как СМИ, им выданы лицензии на вещание.

Тем самым, созданы равные экономические условия для отечественных и зарубежных телекомпаний.

В соответствии с изменениями в законодательстве реализован новый порядок лицензирования телерадиовещания. Тем самым, существенно упрощены разрешительные процедуры в этой сфере. Для вещания во всех средах теперь выдается одна универсальная лицензия, срок действия лицензий увеличен с 5 до 10 лет.

          Но самое главное заключается в устранении копившихся годами противоречий между нормотворческой базой и бурно развивающимися мультимедийными технологиями, которые стирают грань между вещательными платформами, способами передачи контента.

В период подготовки и проведения выборов разного уровня, в том числе Президента Российской Федерации и в Государственную Думу 6-го созыва, был обеспечен надлежащий контроль за соблюдением средствами массовой информации законодательства о массовых коммуникациях и о выборах. По выявленным нарушениям меры принимались оперативно и взвешенно.

В период подготовки и проведения выборов в Государственную Думу и Президента Российской Федерации рассмотрено 311 обращений от представителей политических партий и граждан о возможных нарушениях СМИ законодательства о выборах. Роскомнадзором было составлено 127 протоколов об административных правонарушениях.

В основном нарушения касались  порядка проведения предвыборной агитации вне агитационного периода.

                             

В качестве Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных Службой практически с нуля выстроена целостная система обеспечения исполнения полномочий в этой сфере.

За три года существенно вырос объем надзорной деятельности – с 430 проверок в 2009 году до более чем 2,2 тысяч – в 2011-ом.

За три года рассмотрено более 6,3 тысяч обращений и жалоб граждан, устранено более 2,2 тысяч нарушений их прав.

Соответственно увеличилась сумма штрафных санкций - с 77,5 тысяч рублей в 2009 году до 7,9 миллионов рублей – в 2011-ом.

Однако главный результат не в суммах штрафов, а в снижении общего объема нарушений у категорий операторов, обрабатывающих персональные данные значительного числа граждан и существенный рост уровня доверия россиян к уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных.

 

Уважаемые участники коллегии!

 

Позвольте перейти к основным задачам на 2012 год и среднесрочную перспективу.

Вначале о стратегических.

Первая стратегическая задача – дальнейшее продвижение по пути снижения административного давления на добросовестный бизнес при реализации принципа неотвратимости наказания нарушителей.

Задачи сокращения избыточного регулирования преследует План комплексной оптимизации надзорных и разрешительных функций в сфере связи, который был утвержден постановлением  Правительства в апреле 2011 года.

Задачам минимизации административной нагрузки отвечает и план Роскомнадзора на 2012 год: 80% плановых контрольно-надзорных мероприятий составляет систематическое наблюдение и лишь 20% проверки во взаимодействии с участниками рынка.

Вместе с тем, считаем, что сегодняшняя ситуация, когда нарушать выгоднее, чем исполнять закон, неприемлема. Штраф 40 тыс. рублей за незаконную работу базовой станции мобильной связи не пугает оператора связи – доход от этой базовой станции в разы перекроет сумму штрафа. Равно, как и штраф в 10 тыс. рублей не беспокоит оператора персональных данных, которому выгоднее и проще заплатить эти небольшие деньги, нежели тратиться на организационные и технические меры по защите конфиденциальной информации.

Убеждены, что повышение штрафов за нарушение законодательства о персональных данных до 500 тысяч рублей, а в сфере связи введение «оборотных штрафов» до 5 миллионов рублей за невыполнение предписания об устранении нарушения станет эффективным методом борьбы с нарушителями. «Оборотные штрафы» позволят отказаться от такой меры наказания, как приостановление действия лицензии, применение которой может затронуть интересы тысяч, а то и сотен тысяч граждан, привести к негативным социальным последствиям.

Сочетанием упрощенных разрешительно-лицензионных процедур и жесткого наказания за выявленные нарушения будет реализован один из основных принципов современных экономик: максимально облегченный вход на рынок и обеспечение благоприятных условий для добросовестной работы при жестком противодействии недобросовестному бизнесу. Такой подход станет мощным импульсом для повышения дисциплины и усиления внутреннего контроля в поднадзорных организациях.

Вторая задача – адекватное реагирование на кардинальные изменения в глобальном информационном пространстве, вызванные развитием  Интернета - новой среды распространения контента.

Эта среда бурно развивается, внедряются новые беспроводные широкополосные виды информационного транспорта – 3G, 4G. Скорость потоков информации растет, происходит постепенное слияние всех сфер распространения контента.

Это неизбежно приведет к конвергенции различных типов СМИ. Уже сегодня в одном интернет-ресурсе можно совместить и газету, и информагентство, и телевидение, и радио. И всю эту информацию распространить через телевизор, компьютер, планшет, смартфон и т.д.

В связи с возрастающей ролью и постоянно увеличивающимися объемами информации как никогда актуальным становится вопрос защиты людей, особенно подрастающего поколения, от противоправного контента. Это обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования лицензионно-разрешительных процедур, учета новых реалий при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Прошу управления разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций, Правовое управление подготовить соответствующие предложения к декабрю этого года.

Третья стратегическая задача – обеспечение внедрения на территории Российской Федерации перспективных технологий, прежде всего LTE, создание условий для перехода на единую информационную платформу.

В соответствии с решением Госкомиссии по радиочастотам от 8 сентября 2011 года Роскомнадзором при активном участии операторского сообщества разработаны условия конкурса на оказания услуг стандарта LTE в полосах радиочастот 791-862 МГц. Конкурсные условия опубликованы и предусматривают достаточно жесткие требования к соискателям лицензий по динамике развертывания сети и снижению «цифрового неравенства».

Одновременно, опыт ввода в эксплуатацию первых сетей LTE показывает, что существующая нормативно-правовая база фактически тормозит внедрение в стране новых технологий и требует скорейшего пересмотра.

Прошу управления контроля и надзора в сфере связи, разрешительной работы в сфере связи и Правовое управление разработать предложения по соответствующим изменениям нормативной правовой базы. Срок – ноябрь 2012 года.

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, их использование во всех сферах жизнедеятельности предопределяет четвертую стратегическую задачу – обеспечение надежной защиты персональных данных в информационных системах, а также в сети Интернет. Эта задача тем более актуальна в условиях  формирования системы электронной демократии, перехода на оказание государственных услуг в электронном виде.  Сведения личного характера, которые граждане доверяют государству, должны быть надежно защищены,  а возможности утечки полностью исключены.

Роскомнадзором найден ряд решений, позволяющих предотвращать нарушения в сфере персональных данных в интернете. По решениям российских судов и на основании обращений Службы в адрес зарубежных регистраторов прекращена деятельность более 50 интернет-ресурсов, в том числе иностранных, распространявших конфиденциальную информацию о гражданах России.

Вместе с тем, сегодня законодательство не позволяет рассматривать в наших судах дела о нарушениях прав граждан России в сфере персональных данных, допущенных иностранными сайтами. Считаю, что российские суды должны иметь возможность рассматривать такие дела по месту нахождения лиц, которым причинен вред нарушениями законодательства о персональных данных. Предложения о внесении соответствующих поправок в статью 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации направлены в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Теперь кратко о тактических задачах.

Первая - совершенствование механизмов расчета и взимания платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра.

Во исполнение соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января этого года, в федеральный бюджет по итогам первого квартала перечислено 3,9 миллиарда рублей, что соответствует прогнозным показателям.

Вместе с тем, сегодня уже понятно, что Методика, на основании которой рассчитываются суммы выплат, не позволяет достичь всех поставленных целей, например, повысить эффективность использования радиочастотного спектра за счет возврата радиочастот компаниями, которые получили их исключительно для перепродажи. Предложения по совершенствованию Методики  будут подготовлены во 2-м полугодии.

Вторая задача – формирование нормативной правовой базы, позволяющей обеспечить контроль за качеством оказания услуг связи, прежде всего мобильной. Судя, по количеству жалоб, эта проблема все больше волнует граждан страны, а нормативная база, позволяющая контролировать качественные параметры, у надзорных органов отсутствует.

В связи с этим Роскомнадзором будет организована разработка «Концепции организации системы государственного контроля (надзора) качества оказания услуг связи», а также Методик контроля качества предоставления различных услуг связи, которые будут включать в себя обязательные требования и показатели качества предоставления услуг связи.

Третья задача – реализация полномочий по конверсии радиочастотного спектра.  В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Служба является распорядителем 540 миллионов рублей, выделенных на конверсию. Вместе с тем, соответствующие полномочия в Положении о Роскомнадзоре не закреплены, что делает невозможным их исполнение.

В связи с этим Роскомнадзор предложил внести изменения в Положение о Роскомнадзоре путем принятия соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации.

Четвертая задача – организация эффективной системы радиоконтроля на общественно-политических и спортивных мероприятиях мирового значения – саммите АТЭС во Владивостоке, Универсиаде в Казани, Олимпийских играх в Сочи.

Должно быть также проведено тщательное частотно-территориальное планирование с целью обеспечения устойчивой беспомеховой работы радиоэлектронных средств, которые будут использовать участники и гости этих масштабных мероприятий.

Пятая задача - создание и размещение на официальном интернет-портале Роскомнадзора справочно-информационного ресурса о свободных номиналах радиочастот в городах с населением более 50 тыс. человек в диапазонах, предназначенных для телерадиовещания.

Это позволит вещателям лучше оценивать свои возможности для развития бизнеса в любом регионе страны.

Прошу завершить работу по созданию такого справочно-информационного ресурса до конца этого года.

Еще одна задача связана с телевещанием – на этот раз в кабельных сетях. Сегодня кабельное телевидение доступно трети населения страны, а во многих крупных городах его смотрят почти все. Вместе с тем, участились случаи аварий на сетях кабельного телевидения. Два дня назад такой случай произошел на сети компании «Мостелеком»: в течение получаса москвичи были лишены возможности смотреть ряд телеканалов, в том числе общероссийские обязательные общедоступные.

В связи с этим прошу руководство Ситуационного центра Роскомнадзора наладить взаимодействие с крупнейшими кабельными сетями страны с целью оперативного получения информации о нештатных ситуациях и мерах, принимаемых для их ликвидации.

 

                    Уважаемые участники коллегии!         

 

За три с половиной года Роскомнадзор прошел большой путь, выполнил целый ряд важных государственных задач. Как говорится, многое сделано, но сделать предстоит еще больше.

Убежден, что профессиональный уровень коллектива Федеральной службы, подведомственных предприятий, деловые и личные качества каждого сотрудника позволят и впредь выполнять поставленные задачи в установленные сроки и с должным качеством.

 

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Время публикации: 17.05.2012 11:01
Последнее изменение: 17.05.2012 11:06