Территориальные управления

Tjournal: Азаза, ваш паблик заблокирован!

20 октября 2014 года
Tjournal, 20.10.14:

14 октября Роскомнадзор, государственный регулировщик Рунета, завёл официальные страницы во «ВКонтакте» и Фейсбуке. Их неожиданно агрессивный стиль продвижения в соцсетях вызвал противоречивую реакцию: одни хвалили ведомство за смелость и понимание аудитории, другие ругали за наглость и следование стереотипам.

TJournal поговорил с пресс-секретарём Роскомнадзора Вадимом Ампелонским об SMM ведомства: кто им занимается, сколько это стоит бюджету РФ и кто им так разрешил себя вести.

C момента прихода Роскомнадзора во «ВКонтакте» и Фейсбук прошло чуть больше недели. За это время ведомство успело опубликовать всего около десятка записей, однако сам факт «выхода в люди» и избранная манера общения привлекли пристальное внимание аудитории соцсетей.

Представители организации встретили читателей «ВКонтакте» двусмысленной картинкой, намекающей о блокировке свободного доступа к интернету (в Фейсбуке эта публикация сопровождалась менее острой иллюстрацией). После того, как паблик Роскомнадзора получил короткое имя vk.com/rkn и верификацию от «ВКонтакте», сотрудники ведомства предложили своим читателям проследовать на три буквы.

Мнения о поведении Роскомнадзора во «ВКонтакте» были диаметрально противоположными. Одни специалисты называли SMM ведомства одним из лучших в стране, а ответственных хвалили за то, что им удалось пролоббировать у своего руководства такой стиль общения с аудиторией. Высказался и пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин.

Другим пришлось отбиваться от слухов про причастность к продвижению Роскомнадзора в соцсетях: высказывалось мнение, что к этому имеют отношение владелец имиджборда 2ch.hk Нариман «Абу» Намазов и агентство «Мохнатый сыр». Намазов опроверг TJournal отношение к ведению сообществ Роскомнадзора, открестились и в «Мохнатом сыре».

Координатор проекта Start Fellows («ВКонтакте») Людмила Кудрявцева посчитала, что чиновникам Роскомнадзора представили аудиторию соцсети как «упоротую школоту», с которой нужно общаться на языке примитивных мемов, и раскритиковала стиль ведения сообщества за то, что ведомство слишком много на себя берёт.

"Оно бы и ладно, пусть развлекаются, лишь бы не запретили чего-нибудь опять. Но зачем они мешают в кучу бан пабликов во «ВКонтакте» и собственные карательные меры? Зачем они оскорбляют продуманный и выверенный интерфейс «ВКонтакте» заявлением, что мы кого-то о чём-то можем уведомить фразой «ваш паблик азаза»?

TJournal поговорил с пресс-секретарём Роскомнадзора Вадимом Ампелонским о том, кто решил выводить ведомство в соцсети, откуда взяли сотрудников и сколько всё это стоит бюджету.

С какой целью вы завели паблик во «ВКонтакте» и страницу на Фейсбуке? Раньше у вас был только твиттер: его стало не хватать?

Во-первых, мы хотим всё контролировать — мы же контрольное и надзорное ведомство. Мы рассчитываем в итоге добавить во френды всех пользователей социальных сетей. Всех до единого. Это единственный способ их пересчитать. (смеётся) Также мы будем искать популярных пользователей в Сети и приставать к ним, чтобы они регистрировались в реестре блогеров.

А Твиттером мы, кстати, так окончательно и не решили пока, что нам делать. Твиттер же про политику, а Роскомнадзор — аполитичное ведомство.

Кто занимается ведением сообществ? На всех соцсетях одни и те же люди?

Мы рекрутировали парочку SMM-гуру, призвали на альтернативную гражданскую службу. Они теперь тянут у нас лямку, конечно же, под подпиской о неразглашении. Задействованы также штатные сотрудники РКН. Коллектив небольшой, но бойкий. Все многомиллиардные сети на нём.

А SMM-гуру откуда рекрутировали?

Из информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Не раскрываете, что за компания?

Я же говорю, компания сплоченная и талантливая.

Вы как-то обучали команду тому, что нужно делать в соцсетях, как себя вести? Общая установка какая? У них есть опыт ведения сообществ или SMM?

Конечно, мы готовились к этому событию. Среди нас есть те, кто уже собаку съел на SMM, а есть те, для кого вся эта история впервые.

Консультировались с кем-то из коллег или профессионалов, как нужно выстраивать линию поведению Роскомнадзора в соцсетях? «ВКонтакте» как компания помогают?

В начале своей работы в Роскомнадзоре я считал, что нашему ведомству нет необходимости присутствовать в социальных сетях. Грозный и брутальный Роскомнадзор — в мимими среде? Да ну, баловство. Меня переубедил руководитель нашего ведомства Александр Александрович Жаров. Он умеет изменять убеждения людей. Советов мы выслушали великое множество, все они нам пригодились.

Участие компании «ВКонтакте» заключается в том, что она быстро решает технические вопросы. Например, с получением галочки официального сообщества. Получение официального статуса в первые же сутки помогло нам развеять стартовые сомнения аудитории по поводу подлинности паблика. В остальном мы общаемся со «ВКонтакте» как обычные админы.

Вы закрываете комментарии в сообществе «ВКонтакте» на ночь. Для чего?

Мы закрываем комментарии, потому что все усталые игрушки ночью спят. И админы тоже спят.

За что баните в паблике? Ну, кроме мата и оскорблений, того, что перечислено в правилах. За безостановочную критику может последовать блокировка?

Кроме указанного в правилах, баним за безостановочное хамство, клинический идиотизм и агрессию. Конструктивной критике — всегда добро пожаловать.

Что, если где-то в комментариях к старой записи оставят список способов самоубийств? Может ли ваше сообщество попасть в ваш собственный реестр?

Батальон вежливых киберлюдей, вооруженных ластиками, без устали стирает противоправные комментарии. Наше сообщество «ВКонтакте» может попасть в реестр при выполнении двух условий: первое — его суточная посещаемость будет постоянно превышать 3 тысячи посещений, второе — заглавный пост на нашей странице наберёт 33 тысячи лайков. Пока ни одного, ни другого не случилось.

Вносить страницу на Фейсбуке в реестр в инициативном порядке не намерены. Только если пользователи подадут заявку в Роскомнадзор.

Вывеска на здании Роскомнадзора в Москве

Заметно, что вы по-разному ведёте страницу на Фейсбуке, паблик в «ВКонтакте» и твиттер. Как вы понимаете отличия между этими аудиториями? Кто где сидит?

В Фейсбуке мы хотим собрать не слишком большую, но тёплую и дружную компанию трендсеттеров, законодателей мод в российских медиа. Поэтому там всё должно быть интеллигентно, чинно, благородно и в меру пафосно. С юмором. Иногда с черным.

Во «ВКонтакте» 87 процентов нашей нынешней аудитории — молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. В призывном возрасте, в общем. Настоящие кибервойска. Вот как с ними разговаривать? Мы решили, что во «ВКонтакте» мы будем озорничать.

А Жаров дал карт-бланш на любое озорство или есть какой-то предел?

Руководитель Роскомнадзора активно участвует в процессе и определяет генеральную линию. Карандашом на бумаге её чертит обычно. Но сказать, что он согласовывает каждый пост, было бы серьёзным преувеличением.

Есть мнение, что такими постами в стиле «школьных» пабликов «ВКонтакте», перемежающимися официальными заявлениями, вы только троллите аудиторию. Почему такой стиль?

Мы даже слов таких не знаем — троллить. Только песню «Трололо» в исполнении Эдуарда Хиля слышали. Стиль определяется наложением нескольких пластов восприятия. Как аудитория тебя воспринимает, как ты воспринимаешь аудиторию, как ты воспринимаешь сам себя.

Да ладно, ну вот это «Азаза» в исполнении официального государственного органа — это что?

Мы, конечно, обезьянничаем немного, не без этого, передразниваем повадки аудитории. Зато не скучно, так?

Многие заметили, что у картинки, с которой вы зашли во «ВКонтакте», есть «двойное дно» — мол, что она изображает дверь сейфа, закрывающую собой свободный интернет. Вы специально так задумали, или что вы в неё вкладывали?

Мы зашли в соцсети 14 октября. Самая середина осени. Все это: напоминание, что «зима близко», оптическая иллюзия полуоткрытой-полузакрытой двери — это метафоры общей унылой атмосферы, воцарившейся в Рунете. На старте эти образы помогли создать саспенс, необходимый для того, чтобы почтенная публика не разбежалась с нашего SMM-сеанса.

Есть пример какого-то госучреждения, примером которого вы могли бы руководствоваться (или руководствовались) при ведении сообщества РКН? Кто в интернете правильно себя подаёт и ведёт?

Мы изучали, как ведут себя в Сети другие госорганы. Но ведь ясно же, что не существует другого такого ведомства, которое занималось бы государственным контролем в интернете. Нет больше такого ведомства, которое сайты в Сети блокирует. Поэтому перед нами стояла и стоит уникальная задача, которую решать очень сложно, но увлекательно. Чужой опыт нам интересен, но не более того.

Есть уже какой-то положительный выхлоп от присутствия в соцсетях? Какие-то полезные комментарии?

На старте мы испытываем серьезный «выхлоп» творческой энергии — своей собственной и слегка ошалевшей аудитории.

Инна Ильина говорила на заседании в Госдуме, что Роскомнадзору нужно 119 миллионов рублей на расширение штата. Для каких задач вам нужны новые сотрудники?

Предвижу вопрос, который мы периодически читаем в комментариях: «С какой стати весь этот SMM-фейерверк на бюджетные деньги?» Признаюсь, что мы тратим на SMM от 5 до 105 процентов ВВП. Шутка.

Могу заверить законопослушных налогоплательщиков (исключительно из которых, несомненно, состоит аудитория TJournal), что при открытии представительств Роскомнадзора в социальных сетях ни один бюджетный рубль не пострадал. 119 миллионов нужны для другого. Да, в основном, это работа с интернетом — количество новых полномочий РКН в этой области увеличивалось в последние годы как снежный ком. Но не забывай, что мы также следим за связью, средствами массовой информации и защищаем персональные данные граждан.

Ну вы наняли отдельных SMM-гуру на работу, они же не забесплатно работают?

Я же сказал — это альтернативная гражданская служба.

Серьёзно, у вас работают срочники-компьютерщики?

Можно и так сказать.

Почему регистрация блогеров идёт такими медленными шагами? Всего несколько десятков зарегистрированных блогеров. Вы предлагали зарегистрироваться Алёне Владимирской: почему вы спрашиваете её согласия? По закону вам же этого не нужно, если вы знаете её статистику посещаемости.

Спешка хороша при ловле блох. Блогеры — народ тонкий, ранимый, экстравагантный. С ними требуется особое обращение. Вот некоторые дамы, например, обижаются, что мы их без них замуж выдаём, упражняются потом язвительно в эпистолярном жанре. Пойми, нам ведь не сложно приглашение отправить и согласие спросить. А тут оказывается, что никто и не против!


Время публикации: 20.10.2014 12:48