Территориальные управления

Цифра в эфире (Интервью начальника управления разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Максима Ксензова "Российской Бизнес-газете").

26 ноября 2010 года

 

Развитие рынка телерадиовещания требует изменения практики лицензирования

 

Андрей Евпланов

 

"Российская Бизнес-газета" №777 (44) от 23 ноября 2010 г.

 

С развитием рынка телерадиовещания все острее встает вопрос совершенствования процедур лицензирования данной сферы. Устаревшая нормативно-правовая база создает немало проблем как вещателям, операторам кабельного и спутникового телевидения, так и регулятору. О предполагаемых изменениях в сфере лицензирования телерадиовещания, гарантиях распространения обязательных общедоступных телеканалов, приведении вещания зарубежных каналов в соответствие с законами РФ рассказывает начальник управления разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Максим Ксензов.

 

- Федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в РФ 2009-2015 гг." предусматривает переход телерадиовещания на цифру. Будет ли в связи с этим меняться процесс лицензирования? Сократятся ли сроки получения лицензии? Будет ли упрощена сама процедура?

- Согласно Федеральной целевой программе, государство берет на себя обязательство построить инфраструктуру для осуществления цифрового вещания ведущих, в том числе государственных телеканалов. В этот пакет, или первый мультиплекс, войдут 8 федеральных телеканалов и один региональный. Перечень федеральных каналов первого мультиплекса был утвержден Указом президента Российской Федерации осенью прошлого года. Что касается региональных каналов, то в каждом субъекте Федерации это будет телеканал, создаваемый в данном субъекте и определяемый на конкурсной основе.

Главная цель программы - донести пакет федеральных каналов до массового зрителя, для того чтобы граждане получали гарантированный объем информации. Поставлена задача охватить бесплатным обязательным эфирным вещанием более 98% населения России.

В отдаленных регионах, где эфирное телевидение развивать нерационально, предполагается обеспечить прием телесигнала со спутника. Сейчас, напомню, охват населения телевещанием составляет примерно 90%, причем во многих населенных пунктах можно смотреть только Первый канал и канал "Россия".

Цифровой формат вещания по сравнению с аналоговым позволяет при использовании равного по объему частотного ресурса транслировать существенно больше каналов. Уже сейчас предполагается формирование второго и третьего мультиплексов, в которые войдут существующие эфирные телеканалы.

Развитие рынка требует совершенствования лицензирования в сфере телерадиовещания. Действующее законодательство принято в 1991 году, и оно было ориентировано на регулирование распространения малого количества каналов в аналоговых сетях. Сегодня ситуация принципиально иная: вещание ведется в кабельных сетях, со спутника, с использованием IP-протоколов... Поэтому регулирование будет двигаться в сторону упрощения лицензионных процедур с целью улучшения рыночных условий для развития отрасли, увеличения инвестиций, создания новых рабочих мест, умножения интеллектуального продукта.

 

- Что предполагается сделать?

 

- Во-первых, согласно обсуждаемым ныне поправкам в Закон "О средствах массовой информации" лицензия будет универсальной и выдаваться на десять лет вместо нынешних пяти. На основе одного документа можно будет осуществлять вещание во всех средах: эфире, кабеле, Интернете, со спутника.

Во-вторых, сроки оформления лицензии предполагается сократить с нынешних 30 до 15 дней. Это будет сделать достаточно сложно хотя бы потому, что заявительные документы требуют тщательной проверки. Кроме того, основываясь на своем опыте, могу утверждать, что для заявителей не столь критична разница в 15 дней. Гораздо важнее, чтобы потенциальный лицензиат был четко уверен - в определенный законом срок он получит требуемое разрешение. Значительный ресурс в сокращении оформительской работы заложен в процедуре лицензирования услуг связи, особенно для эфирного вещания.

Эти сроки, к слову, не относятся к вещателям, которые получают лицензию через конкурс. Процедура рассмотрения документов на Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию более длительная и находится в компетенции минкомсвязи.

Добавлю, что у нас уже есть опыт сокращения сроков оформления разрешительных документов в сфере массовых коммуникаций: регистрация СМИ сегодня занимает меньше времени, чем максимальный срок, установленный законом. По закону - не более 30 дней, мы регистрируем СМИ примерно за 20. Сроки увеличиваются, когда бланки свидетельств по желанию заявителя направляются ему почтой.

 

- Вы упомянули вещание в Интернете. Будет ли государство отдельно регулировать этот сегмент вещательной деятельности?

 

- Регулирование телерадиовещательной деятельности едино вне зависимости от того, в каких средах оно распространяется. В настоящее время мы рассматриваем вещание по IP-протоколу в существующих широкополосных сетях как разновидность кабельного вещания. Для примера могу привести работу операторов кабельного телевидения "Билайн", Qwerty, Ufanet и другие.

При вещании же в Интернете, то есть размещении и распространении видемоатериалов на сайтах, порталах и прочих интернет-ресурсах, на наш взгляд, более важным представляется вопрос регулирования взаимоотношений в области авторского права и интеллектуальной собственности. Пока эти вопросы до конца не урегулированы, о чем можно судить по растущему количеству судебных процессов между правообладателями и распространителями контента в Интернете.

 

- Вступившие недавно поправки в Закон "О связи" гарантируют бесплатное получение каналов первого мультиплекса даже в том случае, если они распространяются через кабельную сеть. Операторы кабельного телевидения обеспокоены тем, что их заставят работать в убыток. Это действительно так?

 

- Ошибочно утверждать, что кто-то заставляет кабельных операторов работать себе в убыток. Они не останутся в убытке - просто потому, что обладают значительной доходной базой.

Кабельные операторы берут с абонентов деньги за подключение. Абонент, подключаясь к сети, как правило, компенсирует все капитальные затраты оператора на строительство сетей. Помимо этого, операторы взимают деньги с абонента за просмотр каналов. Платят оператору кабельного телевидения и сами каналы - за распространение в сети. Еще одна статья дохода оператора - плата с абонента за техническое обслуживание сети.

Таким образом, доходы кабельных операторов существенно не упадут от того, что они будут бесплатно транслировать восемь обязательных общероссийских телеканалов. Тем более затраты на это небольшие, ведь по сути кабельный оператор просто будет осуществлять ретрансляцию этих каналов из эфира.

 

- Полтора года назад Роскомнадзор предпринял попытку навести порядок с вещанием в российских кабельных сетях зарубежных телеканалов, у большинства из которых не было вещательных лицензий. Попытка удалась? Что сделано за этот период?

 

- Действительно, в мае прошлого года руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников заявил о намерении навести в этой сфере порядок. Наша позиция заключается в том, что иностранные телекомпании, программы которых транслируются в российских кабельных сетях, должны работать на территории России по российским законам: телеканалы должны иметь свидетельство о регистрации СМИ и вещательную лицензию.

В силу разного рода причин зарубежные телеканалы распространялись в России без необходимых документов более двух десятков лет. Они находились вне правового поля со всеми вытекающими последствиями. Схемы их взаимоотношений с операторами кабельного телевидения носили непрозрачный характер, расчеты велись таким образом, чтобы избежать налоговых платежей и т.д.

Позиция службы была под держана вещателями, в том числе, видимо, потому, что, начиная эту работу, мы неоднократно подчеркивали мысль об отсутствии намерений создавать им искусственные преграды. Руководство службы неоднократно встречалось с представителями иностранных телекомпаний, например Discovery, BBC, Deutsche Welle, ряда других. И все они выразили намерение привести свою деятельность в соответствие с законодательством России.

Сегодня можно со всей уверенностью говорить, что задуманное реализовано. Все иностранные телеканалы, выразившие намерение распространять свои программы в российских кабельных сетях, зарегистрировались в качестве СМИ, кто-то уже получил вещательные лицензии, кто-то - в процессе. Те же каналы, которые не пожелали легализоваться - это около десятка малоизвестных каналов из примерно 120, распространяемых в России, - будут по требованию Роскомнадзора удаляться из пакетов операторов кабельного и спутникового телевидения. Собственно, их уже удаляют сами кабельные операторы, понимая, что распространение нелицензионных каналов чревато последствиями для них самих.

 

- Руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников на коллегии службы в декабре прошлого года говорил не только о необходимости упрощения лицензирования в сфере телерадиовещания, что требует изменений в законодательные и нормативные правовые акты, но и о совершенствовании внутренних процедур выдачи разрешительных документов, чтобы этот процесс уже сейчас проходил для заявителей максимально беспроблемно. Что удалось сделать?

 

- Во-первых, введена экспресс-экспертиза заявительной документации на этапе ее внесения. Наши сотрудники проверяют комплектность пакета документов, чтобы исключить их возврат по формальным признакам.

Во-вторых, с весны этого года проводится очное консультирование заявителей. Оно ведется по графику, размещенному на интернет-сайте Роскомнадзора. Правда, желающих получить такую консультацию пока немного. Большинство заявителей работают на этом рынке давно и хорошо знают тонкости лицензирования. Впрочем, с развитием кабельного вещания количество вещателей может увеличиться, и мы к этому готовы.

Однако главные новации в процедуре оформления и выдачи лицензий, других разрешительных документов в Роскомнадзоре будут связаны с внедрением электронных форм взаимодействия с заявителями. Мы работаем в этом направлении на основании соответствующих правительственных документов.

На сегодняшний день соискатель лицензии может заполнить электронную форму соответствующего заявления и направить ее нам по электронной почте. Это дает возможность специалистам Роскомнадзора начать работу еще до поступления документов в бумажном виде, что сокращает сроки оформления лицензии. К сожалению, полностью исключить бумажные носители из процесса приема и выдачи разрешительных документов пока невозможно. Это не позволяет действующая нормативная правовая база. Например, отсутствуют необходимые документы, регулирующие использование электронной цифровой подписи. Но в любом случае, как я уже говорил выше, расширение применения инфокоммуникационных технологий позволит нам сократить сроки оформления лицензий до 15 дней.

 

Поделиться:

Время публикации: 26.11.2010 10:12
Последнее изменение: 26.11.2010 10:13