Цвет:
  • B
  • B
  • B
Шрифт:
  • A
  • A
  • A
  • Arial
  • Times
  • Open Sans
  • Абв
  • Абв
Полная версия
Территориальные управления

Правовые тенденции в отечественном телекоме

7 декабря 2010 года

 

Современные телекоммуникации, 6-7.12.10

 

 

На заседании Правительственной комиссии 19 ноября 2010 г. Роскомнадзором был предложен ряд мер по совершенствованию законодательства в области лицензирования услуг связи, а также в области надзора за соблюдением лицензионных условий.

Суть предложений Роскомнадзора можно свести к трем основным тезисам:

1. Вместо разрешительного порядка регистрации радиоэлектронных средств гражданского назначения ввести уведомительный порядок их регистрации (предлагается ввести порядок направления уведомлений о первом включении такого радиоэлектронного средства).

Данное предложение, по мнению Роскомнадзора, должно упростить регистрационную процедуру и привести к снижению административной нагрузки на операторов связи. Следует при этом отметить, что на сегодня процедура регистрации радиоэлектронных средств не входит в список наиболее обременительных регистрационных процедур Роскомнадзора и сведена к подаче установленной формы заявления. Сегодня такое заявление рассматривается не более 10 рабочих дней. По данным статистики Роскомнадзора за 2008 и 2009 годы случаев нарушения установленных сроков рассмотрения таких заявлений не установлено. Безусловно, следует отметить инициативу Роскомнадзора, направленную на упрощение регистрационных процедур, как положительный тренд. Видится, что польза от упрощения данной процедуры должна предоставить операторам связи больший оперативный простор при «разворачивании сетей» и положительно сказаться на их операционной деятельности.

Предложение по переходу к торгам на получение радиочастотного спектра видится самым непростым из предложеных Роскомнадзором мероприятий, но, после оглашения сути предлагаемых изменений, может стать одним из самых ожидаемых новшеств в законодательстве о связи

2. Изменить порядок исчисления размеров штрафных санкций для операторов связи, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, заменив штрафы, установленные в фиксированном размере, штрафами, исчисляемыми в процентном отношении к обороту компании – нарушителя.

У данного предложения есть и положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона данного нововведения заключается в том, что операторам связи станет «дороже» нарушать требования законодательства о связи, как следствие данное нововведение может снизить количество правонарушений в данной отрасли. Кроме того, Роскомнадзору станет проще реализовывать на практике свои предписания и рекомендации, направленные в адрес оператора связи. К отрицательным моментам данного нововведения можно отнести тот же фактор роста влияния Роскомнадзора на бизнес операторов связи. Ведь возможность использования «оборотных штрафов» как инструмента в конкурентных войнах и различного рода злоупотреблениях исключена не полностью не только со стороны Роскомнадзора, но и со стороны самих операторов связи. На сегодня «в руках» Роскомнадзора уже имеются довольно серьезные рычаги воздействия на операторов связи, такие как, применение мер профилактического или пресекательного характера, направленных на недопущение нарушений и (или) ликвидацию последствий таких нарушений, проведение проверок деятельности операторов связи, составление протоколов об административных правонарушениях, приостановление действия или прекращение лицензии или иного ранее выданного Роскомнадзором разрешения.

Таким образом, уже сегодня Роскомнадзор имеет возможность делать свои веления обязательными для исполнения операторами связи, и введение «оборотных штрафов» может привести к необоснованному увеличению административного давления на бизнес операторов связи.

 

3. Осуществить переход от торгов на получение лицензий с использованием радиочастот к торгам на получение частот и радиочастотных каналов.

Исторически так сложилось, что в России основная часть радиочастотного спектра на первичной основе принадлежит силовым структурам, и если в 2000 году на долю радиочастот гражданского использования приходилось лишь немногим более 5% всего освоенного радиочастотного спектра, то сегодня в гражданском использовании находится более 40% радиочастотного спектра. И данное обстоятельство не может не радовать, ведь гражданское использование зачастую оказывается более эффективным, как с экономической так с общегосударственной точки зрения. Стоит отметить, что и сегодня российским операторам связи катастрофически не хватает частот для дальнейшего развития беспроводных технологий, а учитывая скорость развития беспроводных технологий передачи данных с переходом на новые радиочастоты (раз в три-четыре года технология обновляется), скоро российским операторам придется вновь проходить все разрешительные процедуры, хотя в масштабах страны процесс выделения радиочастот операторам не прекращается ни на день и сегодня. По мнению самих инициаторов данных изменений в порядке проведения торгов и аукционов, такие новшества позволят бороться с и неиспользованием радиочастот (неэффективным, по мнению регулятора, использованием радиочастот) операторами связи, получившими разрешение на использование частот по результатам аукциона или конкурса без проведения процедур прекращения лицензии такого оператора связи.

Если Роскомнадзор сохранит процедуру, при которой будет иметь место получение ряда последовательных разрешений, то требуемый положительный эффект от нововведений будет достигнут не полностью. Высокотехнологичный бизнес подвержен повышенным рискам устаревания технологий и оборудования и, как следствие, не может нормально функционировать и развиваться при наличии длительных и многоуровневых разрешительных процедур

Интересен и тот факт, что выступление Роскомнадзора именно с инициативой по изменению процедур проведения торгов за право использования радиочастот произошла спустя год после безуспешной попытки внесения Комиссией по естественным монополиям на рассмотрение Совета Федерации законопроекта «О радиочастотном спектре». Указанный законопроект был призван установить правовые основы использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, определить полномочия единого радиочастотного органа в сфере регулирования отношений, связанных с использованием радиочастотного спектра, а также права и обязанности пользователей радиочастотным спектром. Однако законопроект поступил на рассмотрение настолько «сырым», что Совет предпочел сразу же отправить его на доработку. 27 октября 2010 года доработанный проект закона«О радиочастотном спектре» был направлен в правительство сенатором от Красноярского края, председателем подкомиссии по связи комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Вячеславом Новиковым. Спустя год этот законопроект по-прежнему предусматривает переподчинение ГКРЧ Правительству РФ. Так что сегодня у нас как минимум две инициативы по модернизации процедур распределения радиочастотного спектра.

Однозначно сказать, каким образом данная инициатива отразится на операторах связи, пока не представляется возможным, потому как не ясен новый механизм проведения торгов и получения права эксплуатации частот. Если Роскомнадзор сохранит процедуру, при которой будет иметь место получение ряда последовательных разрешений и прохождение последовательных процедур, то требуемый положительный эффект от нововведений будет достигнут не полностью. Основной проблемой разрешительной системы в данной области является скорость принятия решений и прохождения регистрационных процедур. Технологии передачи данных зачастую сменяют целое поколение (2G-3G-4G) пока самые крупные операторы получают необходимые разрешения на использование частот, и начинают процедуры заново, ведь есть уже более новый стандарт. А ведь высокотехнологичный бизнес, каким и является бизнес практически всех операторов связи, подвержен повышенным рискам устаревания технологий и оборудования и, как следствие, не может нормально функционировать и развиваться при наличии длительных и многоуровневых разрешительных процедур.

Если обратиться к статистике по выявленным Роскомнадзором правонарушениям и принятым мерам, а также к статистике регистрационных процедур (по данным самого Роскомнадзора) увидим следующее:

 

 

Надзорные мероприятия

 

2008

 

2009

Проведено плановых мероприятий государственного контроля и надзора всех видов

16,5 тыс.

15 тыс.

Методом систематического наблюдения (дистанционно)

Нет данных

65%

Выдано предписаний по результатам проверок

11,6 тыс.

9,5 тыс.

Составлено протоколов об административных правонарушениях

Нет данных

14,5 тыс.

Наложено административных штрафов на сумму

42,3 млн руб.

46 млн руб.

 Регистрационные мероприятия

 

2008 год

 

2009 год

Выдано лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи

7 тыс

6 тыс.

Зарегистрировано РЭС и ВЧУ

487 тыс.

400 тыс.

Выдано (переоформлено) лицензий на телерадиовещание

2500 шт.

610 шт.

 

Данные цифры однозначно свидетельствуют о росте «сумм собираемых штрафов», особенно если учесть что рост сумм штрафов в 2008 году по отношению к 2007 году составил 18%. Кроме того, можно увидеть тенденцию к уменьшению общего числа проверок, а также вынесение с 2009 года Роскомнадзором отдельного показателя дистанционных проверок, что говорит о стремлении Роскомнадзора увеличивать число проводимых таким образом мероприятий. И данная тенденция, безусловно, положительна. А вот сокращение числа проводимых регистрационных процедур может быть связано со спадом деловой активности во второй половине 2009 года. Однако следует обратить внимание на эти данные для целей определения значимости всех предлагаемых Роскомнадзором нововведений.

Итак, предложение по введению уведомительного порядка регистрации РЭС затронет примерно 450 000 процедур в год. Данное нововведение может быть реализовано ранее остальных, поскольку уже до 1 февраля 2011 года Роскомнадзор должен представить на рассмотрение Правительственной комиссии свои предложения по данному вопросу, а учитывая отсутствие необходимости прохождения законотворческих процедур, данное решение может быть принято в короткие сроки.  

Инициатива по изменению порядка исчисления размеров штрафных санкций для операторов связи, скорее всего, не будет приниматься поспешно. Минкомсвязи совместно с Роскомнадзором до 1 февраля 2011 г внесет на рассмотрение Правительственной комиссии проект федерального закона «О внесении изменений в КоАП» о введении оборотных штрафов для операторов связи, после его рассмотрения комиссией данный законопроект еще должен будет пройти все стадии законотворческого процесса, что может занимать довольно значительный промежуток времени.

Предложения по переходу к торгам на получение радиочастотного спектра Роскомнадзор должен представить в правительственную комиссию по федеральной связи до 15 марта 2011 года. И внесение этих правок видится самым непростым из предложенных Роскомнадзором мероприятий, но, после оглашения сути предлагаемых изменений, может стать одним из самых ожидаемых новшеств в законодательстве о связи.

 

Время публикации: 07.12.2010 09:16