Территориальные управления

"Роскомнадзор": Государство соберет с операторов связи 15 млрд рублей

26 марта 2012 года


С нового года в России была введена новая методика платы за радиочастоты, которую никак не могли утвердить в течении более чем пяти лет. О том, сколько денежных средств государство собирается в этом году собрать с операторов связи за пользование радиочастотным спектром, кто должен платить за частоты, что будет с операторами-должниками и т.д., CNews рассказал замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ("Роскомнадзор") Олег Иванов.

- Олег Анатольевич, на каких основаниях взимается плата за использование радиочастотного спектра? Каким образом ранее осуществлялась плата за частоты?

 - Взимание платы за пользование радиочастотным спектром предусмотрено Законом «О связи, вступившим в силу еще 1 января 2004 г. Однако Порядок установления такой  платы был утвержден постановлением Правительства РФ только в марте прошло года. Постановление вступило в силу с 1 января 2012 года. Плата рассчитывается на основании Методики, утвержденной Минкомсвязи.

До этого плата за спектр осуществлялась в соответствии с постановлениями правительства от 1998 г. и приказом Министерства по антимонопольной политике от 2001 г. Эти документы обязывали платить только отдельные категории пользователей, например, сотовых и транкинговых операторов, операторов ТВ-вещания в стандарте MMDS и ряд других

Теперь же плату вносят все пользователи, имеющие разрешения на использование радиочастот. Платить должны и спецпотребители – за частоты, находящиеся в полосах гражданского и совместного использования.

 

- Каким образом рассчитывается стоимость частот для конкретного оператора/технологии?

 

- В соответствие с Методикой, размер разовой и ежегодной платы для каждого радиоэлектронного средства (РЭС) рассчитывается по базовым ставкам и коэффициентам. Коэффициенты дифференцируются в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, полосы радиочастот (гражданская, правительственная или совместного использования), количества используемых радиочастот (радиочастотных каналов), численности населения в пунктах установки РЭС и типа используемых технологий. Коэффициенты перемножаются, соответственно, если какой-то из коэффициентов больше 1, сумма возрастает, если меньше – уменьшается.

 

- Куда идут собранные средства? Могут ли они каким-то образом использоваться для конверсии?

 

- Денежные средства, поступившие в качестве платы за использование радиочастотного спектра, направляются в федеральный бюджет. В соответствии с Постановлением № 171 (п. 4. пп. б) эти средства направляются на обеспечение системы контроля радиочастот, финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот, в том числе и на конверсию радиочастотного спектра. Эти же нормы заложены и в ФЗ-126 «О связи».

 

- Каким образом платят за радиочастотный спектр спецпотребители?

- Спецпотребители вносят плату за пользование радиочастотным спектром в федеральный бюджет, но информацию предоставляют в Минобороны России.

 

- Можно ли по итогам I квартала судить о том, сколько средств получит в этом году государство от пользователей радиочастотного спектра?

- Внесение ежегодной платы за пользование радиочастотами  осуществляется раз в квартал, кроме того, с нового года в соответствие с новой Методикой была введена разовая плата за получение частот. 1 декабря вышел приказ Роскомнадзора о назначении платы за выданные на тот момент радиочастоты для конкретных операторов. В соответствие с ним мы направили 20 тыс. уведомительных писем в адрес 16,7 тыс. пользователей радиочастотного спектра.  Письма направлялись даже тем организациям, которые должны были заплатить в прямом смысле копейки, хотя в таких случаях для нас дороже было напечатать сами счета. Но закон – есть закон. Платить должны все пользователи.

Кроме того, вся информация о счетах была вывешена на сайте Роскомнадзора в интернете.

В совокупности по данным счетам в федеральный бюджет должна была быть перечислена ежегодная плата за первый квартал в размере 3,762 млрд руб.

Также в текущем году Роскомнадзор издал 16 приказов о выдаче разрешений на использование радиочастот. В соответствии с этими разрешениями пользователи должны внести разовую плату в размере 296,73 млн руб и ежегодную в размере за первый период в размере 116,89 млн руб.

Итого суммарный размер платежей в I квартале составляет 4,176 млрд руб. На основании сегодняшних подсчетов, основанных на действующих разрешениях на использование радиочастот, по итогам 2012 г должно быть собрано 15,085 млрд руб. Сумма, понятно, будет меняться, поскольку кто-то откажется от каких-то разрешений, кто-то оформит новые…

- До какого числа надо было вносить оплату? И какую сумму уже удалось собрать?

- Оплата имеющихся у оператора частот должна производиться до 5 числа первого месяца соответствующего квартала. Но поскольку 5 января было праздничным днем, большая часть плательщиков осуществила платежи к 13 января. На тот момент мы собрали и перечислили в бюджет около 70% от требуемой суммы. Для первого раза совсем неплохо. Поскольку этот процесс был запущен впервые, у плательщиков стали возникали различные вопросы, кому-то необходимо было успеть получить бюджетную субсидию, кто-то сомневался в правильности расчета, нашлись и такие, кто решил отказаться от частот в связи с необходимостью их оплаты. Мы со всеми проводили разъяснительную работу.

В итоге по состоянию на 16 марта в качестве ежегодной платы по разрешениям, выданным до нового года, мы собрали 3,708 млрд руб . Это составляет 99% от требуемой суммы. Всего мы получили 19 тыс. платежных поручений о внесении средств платы на общую сумму 3,89 млрд руб. Это включает в себя сборы по частотам, выданным в этом году: разовая плата – 154,1 млн руб (51,93% от требуемой суммы) и платежи по ежегодной плате - 27,92 млн руб (23,89%).

- Почему в ваши расчеты по размеру оплаты радиочастотного спектра дважды вносились изменения? Я имею ввиду дополнительные приказы об уточнении стоимости оплаты конкретных радиочастотных разрешений от 17 января и 14 марта.

- Это связано с рядом причин. Во-первых, это внесение Минкомсвязи изменений в Методику расчеты платы за радиочастоты (соответствующий приказ был подписан 22 декабря и вступил в силу 17 февраля). В частности, там были введены понижающие коэффициенты для некоторых технологий, например, транкинговая связь «Алтай», РЭС радиолюбителей.

Во-вторых, операторы провели большую работу по оптимизации радиочастотного спектра с целью уменьшения платы за частоты, в том числе полностью или частично аннулируя радиочастотные разрешения. Также были обращения операторов по уточнению размеров платы.

- Минкомсвязи тем же декабрьским приказом также снизило размер разовой платы за получение радиочастот. Но если соответствующий приказ был зарегистрирован только в феврале,  что произошло с теми, кто получал частоты в январе?

- Изменения в методику вступили в силу с 17 февраля. Соответственно, если пользователь получал частоты в период с начала года до 16 февраля, то он платил исходя из базовой ставки в 800 руб. за одну частоту. После этой даты базовая ставка снизилась до 300 руб.

- Много ли поступило заявок на аннулирование радиочастотных разрешений?

- Количество соответствующих заявок стало расти с приближением даты вступления в силу правительственного постановления о взимании платы (1 января 2012 г.). Если в августе прошлого года таких заявок поступило 719, то в ноябре – 2,33 тыс, а в декабре – 1,63 тыс. С начала нового года число заявок снизилось: в январе их было подано 390, в феврале – 990.

- Значит, в итоге вы сможете собрать меньше денежных средств, чем планировалось изначально?

- Итоговая сумма платежей за 2012 г, которую мы прогнозируем по состоянию на 14 марта, превышает сумму, рассчитанную нами ранее на 75 млн руб (0,5%). Но эта цифра может снизиться после того, как мы аннулируем неоплаченные радиочастотные разрешения.

- Не секрет, что многие компании в России получают частоты и де-факто не используют их, надеясь на перепродажу в будущем. Помогло введение платы за спектр борьбе с такими структурами?

- Пока массового отказа от частот со стороны «бумажных компаний» мы не наблюдаем. Но окончательные выводы следует делать в конце года. Может быть, они смогли собрать средства для оплаты частот за I квартал, а дальше они уже не смогут расплатиться?

- Можете ли вы поподробнее уточнить, что будет с теми пользователями, кто все-таки не оплатил использование радиочастот?

- Мы завершаем уточнения информации с тем, чтобы принять решение о прекращении во внесудебном порядке действие разрешений на использование радиочастот, неоплаченных по состоянию на 15 марта.

В случае, если в  дальнейшем в ходе проверок будут обнаружены факты использования частот с аннулированными разрешениями, мы будем выписывать протоколы об административных нарушениях и добиваться прекращения нарушения законодательства.

Вместе с тем, даже после аннулирования разрешения организация, вдруг вновь пожелавшая использовать утраченный радиочастотный ресурс, может подать заявление на повторное получение разрешения на использование радиочастот. Но в этом случае ей придется проходить все предусмотренные процедуры, в том числе экспертизу электромагнитной совместимости, а также вносить разовую плату. Впрочем, некоторые организации говорят, что им частоты не нужны, и они не возражают против их аннулирования. А некоторые предприятия просто оказались ликвидированы.

- Сколько радиочастотных разрешений вы планируете аннулировать по этой причине? Что будет с освобожденным спектром?

Мы ожидаем, что в итоге произойдет аннулирование трех-четырех тысяч радиочастотных разрешений.

Безусловно, появится определенное количество освободившихся радиочастот, но они будут фрагментарными и, скажем, задействовать нового сотового оператора с их помощью не представляется возможным.

- Из опубликованного вами 1 марта списка операторов, не оплативших использование частот, следует, что основным должником является WiMAX-оператор «Скартел» (бренд Yota).

- У «Скартела» был ряд спорных моментов, но, к чести компании, сразу же после опубликования списка должников они обратились в соответствующие радиочастотные центры и тут же все оплатили, отложив выяснение всех вопросов. Аналогичным образом поступили и в Tele2. В итоге сейчас все претензии сняты, и по ряду радиочастотных присвоений «Скартелу» будет осуществлен зачет переплаченных средств во II квартале.

- В числе крупнейших должников оказался также и государственный монополист эфирного ТВ-и радиовещание РТРС? Из-за чего у этого предприятия возник долг и не приведет ли аннулирование выданных ему радиочастотных разрешений к прекращению вещания ТВ- и радио?

- Проблема была связана с частотами для дальнего радиовещания в диапазонах коротких, средних и длинных волн. РТРС использует их по сезонному расписанию и сначала оплатила только те частоты, которые  использовались в настоящий момент. В итоге же, после консультаций с нами, РТРС осуществил полную оплату всех частот, а ко II кварталу предприятие переведет неиспользуемые в настоящем сезоне частоты в резервные каналы. В соответствие с Методикой, такие частоты не подлежат оплате, а со сменой сезонов РТРС будет задействовать частоты из списка резервных каналов, не увеличивая общего числа используемых частот.

- С нового года теле-радио вещатели также должны были начать платить за использование частот. В итоге в списке должников можно увидеть «Первый канал», ВГТРК, СТС и другие ТВ- радиостанции…

- Оплату должны вносить только те теле-радиовещатели, которые являются непосредственными пользователями радиочастотного спектра и, помимо лицензий на СМИ, имеют еще лицензии на оказание услуг связи. Альтернативный вариант для вещателей – пользоваться услугами таких компаний, как РТРС, в этом случае им не нужно платить за частоты. Те вещатели, который должны платить за спектр, уже внесли соответствующую плату, в том числе и за используемые ими репортажные станции.

- Ранее вы сообщали, что в числе должников находится большое число госбюджетных организаций.

- Действительно, за I квартал 1,65 тыс. бюджетных организаций не внесли плату на сумму 4,18 млн руб по 1,73 тыс. разрешениям на использование радиочастот. На основании этих сведений мы направили в адрес руководителей соответствующих субъектов Российской федерации письма с обращением о содействии в обеспечении внесения платы за использование радиочастот бюджетниками.

Наше обращение возымело действие: нас буквально завалили ответными письмами из разных регионов о проделанной работе по погашению задолженностей. Также приходят обращения, например, от больниц и заповедников, с просьбой отложить аннулирование радиочастот в связи с задержкой получения финансирования из госбюджета.

- А для чего больницам нужны частоты? И будете ли вы идти им навстречу в случае получения от них гарантийных писем об оплате частот?

- В каждой машине скорой помощи установлена рация для связи с больницей. Конечно, мы не можем лишить их связи и каждый такой случай будет решаться отдельно. В будущем в бюджетах таких организаций уже будет заложено финансирование оплаты радиочастотного спектра и таких проблем не будет.

- В то же время у некоторых операторов возникла, наоборот, переплата за используемый радиочастотный спектр. В чем может быть причина этого и каким образом она будет возвращена?

- Одна из причин переплаты связана с уже упоминавшимися изменениями в Методике, которые привели к уменьшению размера ежегодной платы для отдельных категорий пользователей. Другая причина связана с тем, что некоторые пользователи ошибочно внесли плату дважды или заплатили сразу за весь 2012 г.

Ничего страшного в этом нет: переплата по обращениям операторов будет учтена при последующей оплате. Более того, тем операторам, которые были не согласны с выставленными нами счетами, мы рекомендовали все равно оплатить их. Переплата, если она подтвердится при пересчете, также будет зачтена при будущих платежах.

- Насколько я понимаю, в соответствие с новой Методикой платить за частоты должны не только спутниковые операторы, но и их абоненты - пользователи малых земных спутниковых станций (VSAT). Топ-менеджер одного из спутниковых операторов сравнивал это с тем, как если бы за частоты платили владельцы сотовых телефонов…

- Владельцы VSAT-станций, которые не имеют собственных радиочастотных разрешений и работают в рамках разрешений на центральные (операторские) станции, не должны вносить плату за частоты. Если же такое разрешение у пользователя есть, то он может подать заявление о его аннулировании, так как в соответствие с решением Государственной комиссии по радиочастотам от 2010 г  для работы с абонентскими VSAT-станциями разрешения на частоты не нужны.

- Удалось ли решить проблему с частотами московской WiFi-сетью «Вымпелкома» (компания «Дайком»)? В ноябре вы выставили им счет на 811 млн руб/год, что, по признанию «Вымпелкома», делает их бизнес в этой сфере нерентабельным…

- «Дайком» оплатил весь положенный счет, но компания оптимизировала сеть и отказалась в совокупности от 2/3 выделенного частотного ресурса. От части частот компания успела отказаться в декабре, что избавило ее от необходимости внесения платы за  них в I квартале и уменьшило счет до 485 млн руб. После  нового года компания продолжила освобождать частоты, чтобы не вносить плату за второй квартал. В денежном выражении годовой счет компании уменьшился на 600 млн руб, и это не учитывая находящихся в работе еще 30 заявок оператора на частичное аннулирование ресурса.

- Когда принималась Методика, говорилось о том, что она будет призвана стимулировать операторов переходить к использованию более перспективных технологий. Например, оператор устаревшей технологии телевещания MMDS будет платить за один радиоканал больше, чем работающий в этом же диапазоне оператор WiMAX. Но для MMDS достаточно одного передатчика, тогда как для покрытия городами сетями WiMAX требуются сотни или тысячи базовых станций, за каждый из которых надо платить. То есть стимула переходить на более современную технологию  у оператора нет.

- С этим утверждением можно поспорить. Коэффициент, дифференцируемый в зависимости от количества радиочастот, для MMDS рассчитывается исходя из занимаемой полосы и равен 8 для одного канала. Для WiMAX же данный коэффициент рассчитывается с учетом номинала частоты и равен 1. Кроме того, коэффициент перспективности для MMDS равен 1,5, а для WiMAX -  1 (если какой-либо из коэффициентов, учитываемых в расчете стоимости радиочастот, больше 1, то цена возрастает).

При этом ГКРЧ приняло решение об увеличении этого коэффициента для MMDS в 2 раза (до 3). Согласно Методике, данный коэффициент должен применяться в отношении технологий, для которых ГКРЧ установила ограниченный срок действия.

Поскольку ранее ГКРЧ не использовала в своих решениях единую формулировку, ограничившую срок действия технологий, мы во избежание возможных судебных исков от операторов коэффициент перспективности в размере 3 не применяли.

На последнем заседании ГКРЧ обобщила перечень всех технологий, в отношении которых в том или ином виде были приняты решения об ограничении срока действия. Это дало возможность применять коэффициент 3 при расчетах размера оплаты за использование спектра.

 

- Кстати, про перспективность. Методика предусматривает 50%-скидку при оплате частот, используемых перспективными технологиями. К числу таковых постановлением правительства отнесен мобильный WiMAX в диапазоне 2,5 – 2,7 ГГц. Однако операторы, использующие данную технологию – «Скартел» и МТС (преемник сети «Комстар – WiMAX») -  такую скидку не получили.

- Дело в том, что соответствующее постановление правительства относит к перспективным WiMAX-сети только в определенных участках диапазона 2,5 – 2,7 ГГц. Плюс к этому учитывается режим работы сетей: частотное разделение каналов (FDD) или временное (TDD). Частоты, используемые для WiMAX «Скартелом» и МТС, находятся в полосе, в которой перспективной определена работа сетей в режиме FDD. Однако оба этих оператора работают в режиме TDD, и поэтому скидка им не предоставляется.

- Да, но в соответствие со спецификациями WiMAX, последняя версия этого стандарта – 802.16e – предполагает использование только в режиме TDD.

- Роскомнадзор осуществляет свою деятельность на основании нормативных правовых актов, принятых в Российской Федерации. Если в них будут внесены изменения, мы, соответственно, внесет корректировки и в свою работу.

- В Методике есть коэффициент, который может дестимулировать введение новых технологий.  Он связан с минимальной шириной канала, используемого конкретной технологией. Из-за этого коэффициента получается, что чем современнее технология, тем больше за нее надо платить. Так, размер платежей за UMTS больше, чем за GSM, а за LTE – больше, чем за UMTS.

- Данный коэффициент вполне логично учитывает размер платы в зависимости от ширины занимаемой полосы радиочастот. Чем больше используемая полоса частот (объем спектра), тем больше применяемый коэффициент. При этом значение этого параметра в определенной степени компенсируется другими коэффициентами, дающими, например, скидку за применение перспективных технологий. Кроме того, не нужно забывать, что современные технологии гораздо эффективнее используют радиочастотный спектр, то есть в пересчете на 1 МГц передается больше информации, а значит при прочих равных возрастает и оплата услуг связи абонентами.

 

                                                                                     CNews  23  марта 2012


Время публикации: 26.03.2012 15:25