Территориальные управления

Telekomza.ru предлагает группу поправок к процедуре блокирования запрещённой информации

28 ноября 2012 года

Телекомза, 27.11.12: http://telekomza.ru/2012/11/28/telekomza-ru-predlagaet-gruppu-popravok-k-procedure-blokirovaniya-zapreshhyonnoj-informacii/

О введении в действие «фильтрации интернета» не говорит сейчас только ленивый. Наш портал регулярно освещает события по данной теме, стараясь держать читателей в курсе происходящего. К сожалению, сказать, куда «ветер дует» сейчас невозможно – очень может быть, что этого не знают даже авторы закона. Однако печальные истории с блокированием различных ресурсов говорят о том, что всё серьёзно.

К сожалению, поменять сам закон о «Чёрных списках» возможно только в Государственной Думе с привлечением депутатов. Именно они могут внести необходимые правки, чтобы превратить инициативу во что-то более-менее ясно работающее. Однако, и на уровне исполнения закона можно попытаться улучшить ситуация.

Некоторое время назад Роскомнадзор, выполняющий роль оператора Реестра запрещенной информации, пригласил принять участие в обсуждении проекта процедуры блокирования запрещённой на территории Российской Федерации сетевое и профессиональное сообщество. Первая версия «Временного порядка взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержала изъяны и не описывала некоторые важные вопросы взаимодействия.

Редакция Telekomza.ru решила не оставаться в стороне и подготовила ряд поправок к предложенному проекту. Также на горячую линию по поддержке реализации Федерального закона от 28 июля 2012г. № 139-ФЗ мы отослали предложения по улучшению работы сайта www.zapret-info.gov.ru. Надеемся, что наши предложения учтут при разработке окончательной версии Порядка взаимодействия. О результатах мы сообщим дополнительно.

Текст предложения с комментариями представлен ниже:

1. Направлять уведомления об удалении запрещённой информации не только провайдеру хостинга, но и непосредственно владельцу сайта, используя указанную на сайте контактную информацию.

Такое дублирование позволит избежать ситуаций, когда хостинг-провайдер по каким-то причинам не уведомил владельца сайта и тот не удалил её вовремя. В результате чего весь ресурс был заблокирован.

2. Ввести приоритезацию блокирования: адрес конкретного запрещённого материала(ов) – сайт – IP-адрес. Только в том случае, если оператор связи не может заблокировать конкретный материал, он начинает блокировать целый сайт. И только если он не может заблокировать ни материал, ни сайт, вводится блокировка по IP.

Данная мера позволит избежать ситуации, когда тема на форуме или размещенный пользовательский контент, становятся причиной появлением в реестре записей, содержащих целые домены или IP-адреса хостингов и больших ресурсов.

3. Более развёрнуто разъяснить, какие элементы интернет-игр предлагается блокировать.

В связи со случаем, когда была заблокирована ветка онлайн-игры «EvE» за обсуждение виртуальных стимуляторов (называемых на сленге игроков «наркотиками») в виртуальной игре, возникают опасения, что за любое упоминание слов «наркотики» и «суицид» будет блокировать целый ресурс.

4. Акцентировать внимание во Временном регламенте, что решение о внесении в Реестр реестровой записи о признании информации запрещенной и внесение соответствующей реестровой записи в Реестр НЕ является тождественным внесению сетевого адреса в Реестр и его дальнейшей блокировки.

Неверное понимание этапов процедуры блокировки противоправной информации общественностью и некоторыми СМИ делает возможным дезинформирования о блокирования ресурсов. Нужно попытаться избежать ситуации, когда в сознании закрепится штамп «внесли в реестр – значит, заблокировали». В связи с этим, требуются дополнительные меры по информированию людей и разъяснению, что если запрещённая информацию будет удалена в соответствующие сроки, ресурс не будет заблокирован.

5. Разрешить хостинг-провайдерам, операторам связи и иным заинтересованным лицам пользоваться любой действующей ранее полученной электронной подписью, если такая подпись идентифицирует хостинг-провайдера, оператора связи или другое заинтересованное лицо и принимается в любом другом госучреждении на территории РФ.

Часто у различных фирм и организаций уже есть электронные подписи, которыми они пользуются для обращения в другие государственные органы. Обязательное получение ещё одной (специально для взаимодействия с оператором реестра) вносит путаницу.

6. Ввести информирование хостинг-провайдеров и владельцев сайтов о внесении соответствующего сетевого адреса с противоправной информацией в Реестр и её блокировки.

После принятия решения о включении сетевого адреса (сетевых адресов), позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий запрещенную информацию, в Реестр провайдеру хостинга и владельцу сайта высылается сообщение-уведомление о том, что теперь данная информацию будет заблокирована. Это поможет быстрее предпринять меры в случае, если первое письма с требование удаление незаконной информации было пропущено.

7. Разъяснить, каким именно образом при плановой или внеплановой проверках будет выявляться у оператора наличие программно-аппаратного оборудования фильтрации и что это должно быть за оборудование.

Разъяснить, какие именно фильтры должны быть установлены на пограничном маршрутизаторе и какое устройство должно использоваться в качестве оного.

Жёсткое определение фильтрующих элементов может потребовать от операторов дополнительных затрат на их приобретение, поэтому лучше будет не прописывать конкретные устройства и программы, а предоставить оператору возможность осуществлять фильтрацию любым удобные ему способом. Проверяться должен конечный результат – доступность/недоступность незаконной информации.

8. Чётко прописать, какая информация предоставляется в выписке из реестра уполномоченным органам, Министерству внутренних дел Российской Федерации и иным правоохранительных органам, владельцам сайтов, провайдерам хостинга или операторам связи, а какая – юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, а также гражданам.

9. Внести ясность, на какой пункт регламента должен ссылаться пункт 73, т.к. п.68, на который он ссылается сейчас, не содержит описания нужно информации.

Скорее всего, здесь просто техническая ошибка и должен быть написан п.71

Поделиться:

Время публикации: 28.11.2012 13:56
Последнее изменение: 28.11.2012 13:57