Территориальные управления

Роем: Роскомнадзор и закон о блогерах: «В деталях будем вместе с отраслью разбираться на ходу»

31 июля 2014 года

Роем, 31.07.14:

Анастасия Шматкова

 

1 августа вступают в силу поправки в ФЗ 97, получившие название «закон о блогерах» и которые накладывают ограничения на блогеров и все сервисы, где возможно общение пользователей друг с другом. И если о жизни блогеров в связи с новым законом говорилось уже не раз, то о площадках, которые попадают под его действие, информации гораздо меньше. Roem.ru с помощью Роскомнадзора изучил, как интернет-компаниям жить и работать с завтрашнего дня.

В общих чертах

Любой сайт или сервис в интернете, где возможно общение пользователей между собой, технически можно признать «организатором распространения информации» (далее — «организатор»), для которых в законе прописаны особые условия работы. Мессенджеры, соцсети, почта, форумы, даже сайты по поиску работы, если там можно отправить сообщение — по букве закона все эти сервисы считаются организаторами.

Несмотря на то, что под действие «закона о блогерах» попадает довольно большой пласт пользователей и юрлиц, работающих в Рунете, Роскомнадзор уверяет, что у него нет задачи «пересчитать всех». Закон принимался в рамках «антитеррористического» пакета и главные заинтересованные в нем — МВД и ФСБ, которые не будут разбираться с каждым блогером или форумом в сети.

«Если подходить к закону буквально, то нам пришлось бы переписывать все 800 млн сайтов в интернете, — говорят в Роскомнадзоре. — Конечно, это никому не нужно».

Теперь Роскомнадзор и тебя посчитал

1 августа Роскомнадзор по адресу http://97-fz.rkn.gov.ru/ запустит сайт, на котором интернет-сервисы смогут самостоятельно зарегистрироваться как организаторы распространения информации.

Регистрироваться не обязательно, пока сервис не получил уведомление от Роскомнадзора, подчеркивает Ампелонский. Хотя в основном законе говорится о необходимости организатора отметиться в реестре, этот пункт конкретизирован в подзаконных актах. Но если уведомление получено — вписываться придется, иначе ресурс ждет блокировка.

«Мы рассчитываем, что после запуска реестра крупные игроки отрасли придут регистрироваться сами, — говорит Ампелонский. — А за ними уже потянутся и остальные. Инициативный порядок приветствуется, но не обязателен».

Зарегистрироваться в качестве организатора может как организации, так и физлица, как российские, так и зарубежные.

Кроме идентификационной информации об организаторе, нужно указать адрес конкретного сервиса, контактные е-мейлы его администраторов и хостинг-провайдера. На каждого организатора может быть зарегистрировано несколько сервисов. Вводимые данные будут перепроверяться по открытым данным и по информации, наработанной Роскомнадзором по другим реестрам — чтобы исключить фальшивые и некорректные заявки.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты

Основные обязанности организаторов — собирать и хранить в течении шести месяцев информацию о своих пользователей и передавать ее МВД и ФСБ по запросу. Список необходимой информации и порядок ее хранения перечислены в одном из подзаконных актов, который будет опубликован на 97-fz.rkn.gov.ru.

Хранить, в частности, необходимо:

- идентификатор пользователя,

- IP-адрес при регистрации и всю регистрационную информацию,

- время и IP-адреса входа пользователя в сервис, информацию о платных условиях и детали платежа,

- данные об переписке между пользователями.

В отдельный пункт закона вынесено, что содержание переписки не должно фиксироваться.

Данные собираются только для «российских» пользователей. Под это определение попадают пользователи, которые:

- зарегистрировались или авторизовались с российскими IP-адресами

- зарегистрировались по российским документам

- судя по геоданным сервиса находятся (даже временно) на территории России

- при регистрации или в ходе работы с сервисом указали свой телефон, который относится к телефонам России

- о которых МВД или ФСБ знает, что они находятся в России

Для каждого такого пользователя данные хранятся на территории России в течение шести месяцев после того, как он перестал входить в одну из перечисленных категорий. Или в течение шести месяцев после того, как он перестал использовать сервис так, что о нем есть какую информацию сохранять.

У организаторов, которые 1 августа уже фактически работают, есть шесть месяцев, чтобы организовать работу в соответствии с требованиями закона. Новые организаторы, которые запустятся после 1 августа, по букве закона, должны начать свою работу не раньше, чем обеспечат хранение информации и возможность выдавать ее силовым структурам.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Ряд площадок может попадать под определение и организатора, и блогера, отмечают в Роскомнадзоре.

Например, Roem.ru и «Спутник и Погром». На обеих площадках есть комментарии — функционал, который позволяет пользователям общаться друг с другом, а значит, обе они считаются организаторами. И если у силовых структур возникнут вопросы о пользователях площадок, то отвечать их владельцы будут именно как организаторы.

С другой стороны, оба сайта выкладывают тексты, в которых высказываются по тем или иным вопросам — и попадают под определение блогеров. В случае вопросов к Roem.ru, ООО «Роем» как владелец ресурса будет выступать в качестве блогера, а тексты его авторов будут расцениваться как «тексты других пользователей сети «Интернет». Размещение таких текстов прямо разрешено законом.

Корпоративные блоги и другие неопределенности

В несколько подвешенном состоянии пока оказались корпоративные блоги и публичные страницы. В вопросе «можно ли считать юрлицо блогером?» формально есть некоторое расхождение с законом, отмечает Ампелонский. В законе указано, что блогер должен указывать свои ФИО и контактные данные. Очевидно, что указать ФИО для юрлица — не возможно.

Руководитель юридического департамента Роскомнадзора Борис Едидин говорит, что осенью ведомство будет вносить предложение: для блогеров-юрлиц указывать ФИО и контакты модератора, отвечающего за контент ресурса. Тогда этой коллизии с ФИО можно будет избежать.

С формулировками закона возможны и другие неоднозначные ситуации. Под определение блогера («владелец сайта и (или) страницы сайта в сети „Интернет“, на которых размещается общедоступная информация») технически может попасть и интернет-магазин, и главная страница «Яндекса».

Роскомнадзор убеждает, что не будет выходить за грани разумного. Однако все еще остается вариант, что за них выйдут пользователи-«доброжелатели». Любой желающий может обратиться в ведомство с заявлением, что некоторый ресурс размещает общедоступную информацию, и что его посещает больше 3000 человек в сутки, а ведомство будет обязано это обращение рассмотреть.

Все спорные и неоднозначные случаи будет разбирать специальная экспертная комиссия, состоящая из сотрудников Роскомнадзора и представителей отрасли, рекомендованных РАЭК. «Слишком много всевозможных частных случаев, — говорит Ампелонский, — заранее проработать их все очень сложно. Будем вместе с отраслью разбираться на ходу».

 

Поделиться:

Время публикации: 01.08.2014 12:04
Последнее изменение: 01.08.2014 12:05