Территориальные управления

Ведомости: Связь познается в сравнении

21 августа 2014 года

Ведомости, 21.08.14:

Владельцы мобильных телефонов смогут сравнивать операторов по качеству работы. Роскомнадзор создает общедоступный портал, собирающий данные самих сетей связи в автоматическом режиме

Минкомсвязи поручило Роскомнадзору совместно с сотовыми операторами разработать методику контроля за качеством мобильной связи, а также придумать способ, как абоненты смогут знакомиться с результатами этих измерений. Об этом «Ведомостям» рассказали несколько участников совещания в Минкомсвязи, замруководителя Роскомнадзора Олег Иванов информацию подтвердил. Надзорное ведомство уже консультируется с операторами и осенью 2014 г. планирует представить предложения в Минкомсвязи, сказал он.

Задача сводится к тому, чтобы разработать единую методику измерения параметров качества, объясняет Иванов. Качество можно измерять не только специализированными аппаратно-программными комплексами, но и с помощью программ, которые абоненты могут сами установить на смартфоны, говорит он. А результаты этого измерения можно публиковать на специальном интернет-портале или предоставлять через мобильное приложение. Сами операторы, по словам Иванова, уже сейчас предлагают абонентам программные решения, позволяющие увидеть на экране мобильного устройства, где и как работает связь, поэтому не исключено, что Роскомнадзор просто предложит им привести эти данные к единому стандарту и пересылать их в единый центр. Впрочем, прежде чем решать этот вопрос, надо определиться с методикой измерений, оговаривается Иванов. В любом случае Роскомнадзор постарается обойтись без траты бюджетных средств.

Сотрудник одной из отраслевых организаций предлагает возможную схему работы будущей системы мониторинга качества связи. Владелец мобильного телефона подписывается на доступ к ее данным, одновременно соглашаясь с тем, чтобы информация, не содержащая его персональные данные, о разных технических параметрах, характеризующих качество связи в конкретном месте (уровень радиосигнала, скорость мобильного доступа в интернет и т. п.), пересылалась с его устройства на этот ресурс. Чем больше у системы подписчиков, тем более точной становится ее статистика о работе разных сетей в разных местах. А их абоненты получают обобщенную статистику о качестве работы интересующих их операторов. По похожей схеме работает, например, сервис «Яндекс.Пробки».

Оператором системы может стать Центральный НИИ связи (ЦНИИС), уже ответственный за поддержку базы данных о номерах, перенесенных из одной сотовой сети в другую, слышали несколько человек, близких к операторам сотовой большой тройки, а также сотрудник одного из профильных ведомств. Такие планы у ЦНИИСа действительно есть, подтвердил близкий к нему источник: институт планирует создать тестовую зону, поместив в нее средства для обработки данных о качестве связи. Оценить бюджет проекта он затруднился.

Создать систему публичного контроля за качеством связи предложил в июне 2014 г. министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на заседании правительственной комиссии по связи под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича. По мысли Никифорова, государство должно постепенно отойти от регулирования качества связи — это должен делать рынок, а для этого нужно, чтобы у абонента была возможность осознанно выбирать оператора. Такая возможность появится, если заработает система публичного мониторинга качества услуг связи. В ответ Дворкович поручил регулирующим органам, в том числе самому Минкомсвязи, вместе с сотовыми операторами выработать унифицированную методику мониторинга качества связи.

Сама по себе эта задача не нова. Еще в 2012 г. Роскомнадзор разработал методику контроля за качеством связи, предложив оценивать его по 25 параметрам — таким, как доля неуспешных вызовов, среднее время установления вызова, время доставки sms, среднее время авторизации пользователя в сети и т. д.

Эта методика учитывала и качество передачи речи в сотовых сетях — оно должно было выявляться при сравнении звука эталонного качества с тем, что слышит абонент.

В июне — июле 2013 г. Роскомнадзор и департамент информационных технологий Москвы опробовали новую методику — качество голоса оставляло желать лучшего у всех трех операторов, признавал тогда Иванов. Повторный тест показал улучшение качества.

Результаты независимых исследований качества сотовой связи неоднократно вызывали нарекания со стороны операторов. Никакая методология исследований, которые проводятся в основном ради публикации результата, не выдерживает критики, они полностью зависят от заказчиков, был уверен представитель МТС Дмитрий Солодовников. Единственная цель замеров — манипуляция общественным мнением, реальной информации — например, о скорости мобильного интернет-доступа — они не дают, комментировал он результаты одного из таких независимых тестов.

МТС еще в июле 2013 г. открыла совместно с «Яндексом» сервис мониторинга качества своей сети, говорит Солодовников. Зайдя в меню сервиса «Яндекс.Карты», абонент может выбрать пункт «Мониторинг связи МТС» и узнать о качестве связи в том месте, где он находится. Место, где отмечены затруднения, определяется автоматически, и информация немедленно поступает в службу техподдержки оператора. А в «Вымпелкоме» больше года действует проект MQA — скорость мобильного интернет-доступа постоянно замеряется с помощью специального приложения, рассказывает представитель компании Анна Айбашева. Результаты сохраняются в базе данных для дальнейшей обработки, создания отчетов, графиков и другой аналитической информации.

Представители Минкомсвязи не ответили на запрос «Ведомостей».

 

Поделиться:

Время публикации: 21.08.2014 10:34
Последнее изменение: 21.08.2014 10:35