В Роскомнадзоре ответили на вопросы о защите персональных данных граждан

Версия для печати

28 июля 2023 года

27 июля Роскомнадзор провел вебинар на тему защиты прав субъектов персональных данных. Эксперты ответили на поступившие от граждан вопросы. Всего спикеры получили более 300 вопросов, а зрителями вебинара стали более десяти тысяч пользователей.

Заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер напомнил о новых требованиях к работе с персональными данными граждан. Изменения коснулись как закона о защите персональных данных, так и других отраслевых норм.

«В прошлом году в законе «О персональных данных» появились положения, которые ограничивают сбор персональных данных, если они не являются необходимыми для исполнения договора. Введена добровольная сдача биометрических данных. Такие же ограничения установлены и законом о защите прав потребителей, введена административная ответственность за нарушение этих норм», — сказал Вагнер.

Подробнее о случаях, когда операторы персональных данных запрашивают избыточные сведения, а также о защите прав потребителей рассказал начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. В декабре 2022 года поступила жалоба на действие одного из крупных операторов связи, который при заключении договора об оказании телематических услуг потребовал у заявителя предъявить паспорт для внесения необходимой информации в базу данных.

«Потребитель оказался «не робкого десятка», воспротивился и заявил, что предъявление паспорта не предусматривает его ксерокопирование, в т. ч. с учетом того, что в паспорте указаны и те данные, которые не являются необходимыми для заключения договора. Гражданин отказался выполнить требования оператора связи, посчитав, что сведения о месте рождения к оказанию телематических услуг связи никакого отношения не имеют, после чего ему было отказано в заключении договора. Тогда он обратился в территориальный орган Роспотребнадзора, где после проведения проверки хозяйствующему субъекту объявили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в данном случае п. 4 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», — поделился Олег Прусаков.

По словам представителя Роспотребнадзора, потребители часто сталкиваются с тем, что личные сведения становятся разменной монетой. Интерес к персональным данным потребителя нередко превалирует над интересом заключить договор. Как быть в сложных ситуациях и куда следует обратиться за бесплатной консультацией юристов, рассказал начальник отдела правового обеспечения и судебной практики Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Николай Веселихин.

По словам эксперта, в Центр поступает много обращений по теме защиты персональных данных, и большая часть этих обращений связана именно с мошенническими действиями в отношении граждан, в том числе звонками под видом сотрудников банковских учреждений и правоохранительных органов.

«Настоящие следователи или банковские работники никогда не будут запрашивать по телефону пин-коды, номера счетов и пр. При поступлении таких вопросов немедленно прекращайте разговор. Сомневаетесь — всегда можете связаться с организацией, откуда якобы был звонок и спросить у ее сотрудников, действительно ли есть проблема, о которой сообщил вам звонивший», — посоветовал Веселихин.

Начальник отдела правового обеспечения управления по защите персональных данных Роскомнадзора Татьяна Коваленко поделилась ключевыми темами поступающих в Роскомнадзор запросов.

«Мы неразрывно связаны со своими персональными данными и используем их практически во всех сферах жизни. Законодательство в этой сфере тоже регулярно обновляется. Мы видим растущий интерес как со стороны операторов персональных данных, так и со стороны самих субъектов к разъяснениям этих норм. Всего за пять лет в Роскомнадзор поступило около 25 тысяч таких запросов», — отметила она.

Эксперт напомнила, что в случае отказа предоставить биометрические персональные данные оператор не праве отказать в предоставлении услуги или в обслуживании (за исключением случаев, когда предоставление таких данных является обязательным в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона №152 ФЗ). Так, она привела пример с фитнес-клубом, когда гражданину отказали в членстве из-за отказа предоставить биометрию, — такие отказы, пояснила Коваленко, незаконны.

Начальник отдела контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора Ирина Шишигина рассказала о нюансах подготовки и подачи уведомлений о намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных, а также разъяснила, в каких случаях запрещено использовать иностранные мессенджеры.

«Еще одно нововведение в законодательстве — это запрет на использование иностранных мессенджеров для передачи платежных документов или предоставления информации, которая содержит персональные данные. Их перечень утвержден Роскомнадзором и размещен на сайте ведомства. К нам поступают многочисленные обращения граждан, и по результатам их рассмотрения выявляются факты нарушения установленного запрета. У одной? компании, например, была реализована возможность подать обращение с помощью иностранного мессенджера. После направления требования об устранении нарушений в этой части оператор исключил эту функцию», — объяснила Ирина Шишигина.

Специалист Роскомнадзора Анна Кононенко провела подробный анализ документов, которые размещаются операторами персональных данных на своих сайтах. Например, были проанализированы типовые ошибки при подготовке политики в отношении персональных данных, согласия на обработку персональных данных и пользовательского соглашения.

«Одна из распространенных ошибок  когда оператор в принципе не размещает на сайте либо на всех страницах сайта, на которых осуществляется сбор персональных данных, политику в отношении персональных данных. Иногда вместо политики операторы в нарушение законодательства дают ссылку на другой документ, не имеющий отношения к политике конфиденциальности, или размещают политику конфиденциальности другой организации», — рассказала Анна Кононенко.

По каждому из документов она предоставила рекомендации по содержанию, перечень типовых ошибок и дала советы пользователям, на что стоит обращать внимание в документах перед тем, как давать согласие на обработку персональных данных.

Время публикации: 28.07.2023 17:08
Последнее изменение: 28.07.2023 17:18