gerb

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
(РОСКОМНАДЗОР)

СМС больше не придет

11 июня 2013 года

 

Российская газета, 11.06.13:

Госдума запретит навязывать абонентам дополнительные сервисы и контент

Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в Закон "О связи", которые обязывают операторов сотовой связи подключать дополнительные услуги только при условии создания отдельного лицевого счета, предназначенного исключительно для оплаты этих услуг и в пределах средств, находящихся на лицевом счете. Дополнительные услуги могут оказываться только с согласия абонента. При этом операторы обязаны предоставлять абоненту информацию о тарифах и краткое содержание дополнительной услуги.

По замыслу авторов, поправки позволят снизить количество мошеннических действий, связанных с предоставлением абонентам услуг связи с использованием коротких SMS-номеров, улучшить качество предоставления услуг связи, сделать более прозрачными договоры между операторами связи и абонентами на предоставление дополнительных услуг. Введение предложенной нормы в закон не приведет к ограничению прав потребителей на получение услуг связи. Кроме того, операторы для привлечения все большего числа абонентов будут стремиться к повышению качества и доступности услуг, в том числе платных дополнительных.

Ужесточение правил предоставления мобильных услуг вызвано обстановкой, сложившейся на рынке. В последнее время значительно возросло количество жалоб граждан на услуги контент-провайдеров, оказываемых посредством коротких номеров. Граждане жалуются преимущественно на оказание дополнительных услуг связи без их согласия, без предупреждения о размере платы за подключенную услугу, а также на списание денежных средств за непредоставленные услуги.

Ужесточение правил предоставления мобильных услуг вызвано сложной обстановкой на рынке

От SMS-мошенничества ежегодно страдают тысячи абонентов. Это если судить только по гражданам, которые обращаются к операторам связи или в правоохранительные органы. Если учесть тех пользователей, которые не заявили об этом, речь может идти о миллионах потерпевших. Существует множество схем и способов, с помощью которых мошенники обманывают абонентов, например, предлагают им скачать контент по цене, которая меньше реальной стоимости SMS в 10-15 раз, заражают мобильные телефоны пользователей вирусами, которые без ведома хозяина смартфона рассылают сообщения на платные номера. Под именем абонента мошенники подписываются на скачивание мелодий или прогноз погоды, нередко звонят или рассылают сообщения, представляясь группой технической поддержки оператора связи, и предлагают подключить новые услуги, сменить тариф, оплатить штраф или разблокировать номер.

Как показывает практика, мошенники выбирают самую незащищенную и доверчивую часть населения - детей и пожилых граждан. У этой группы граждан, как правило, отсутствует реальная возможность получить подробную информацию о подключенной услуге и защитить свои права. По данным экспертов, каждый год при помощи различных уловок со счетов абонентов списывают более 10 млрд рублей.

При этом, согласно исследованию компании "Нортон", в большинстве случаев россияне не уделяют защите своих мобильных устройств достаточно внимания. Так, 41% пользователей в России признались, что загружают приложения из ненадежных источников.

По мнению заместителя главы Роскомнадзора Олега Иванова, без введения мер законодательной ответственности изжить это зло не представляется возможным. Поэтому Роскомнадзор предлагает ввести в закон "контентные услуги" и установить требования к операторам сотовой по их предоставлению.

Представители телекоммуникационных компаний в целом поддержали инициативу Роскомнадзора, направленную на борьбу с мошенничеством, однако высказали общее мнение о том, что, реализуя ее, важно не задерживать развитие технологий с помощью мобильной связи, что позволяет абонентам пользоваться новыми услугами. Например, использовать счет мобильного телефона для оплаты проезда в общественном транспорте и др.

Операторы предложили альтернативный вариант решения проблемы: в рамках одного счета установить лимит средств, которые могут быть списаны. А все оставшиеся на счету средства использовать только для оплаты услуг связи. Ввести такое правило, по мнению участников телекоммуникационного рынка, можно быстрее, а абонентам будет проще разобраться с нововведением.

"Большая тройка" также заявляет, что уже начала борьбу за честный сервис. Представитель "Вымпелкома" Евгения Чистова призывает четко обозначать границу между ненадлежащим образом оказанными услугами и мошенничеством. Ее компания, например, минимизировала один из видов некорректно оказываемых сервисов - несанкционированную активацию "подписки" на услуги контент-провайдеров, утверждает она. С помощью подписок активируется около 80% всех сервисов на коротких номерах. По словам представителя МТС Валерия Кузьменко, компания уже реализует комплексную программу по информированию абонентов о стоимости доступа к контент-услугам. При заказе контента через Интернет пользователям дается ссылка на специальную страницу, где указаны все данные о приобретаемом контенте. "Мегафон" внедрил процедуру возврата средств пострадавшим от мошенничества с короткими номерами.

 

Адрес статьи: https://rkn.gov.ru/press/publications/news20470.htm