gerb

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
(РОСКОМНАДЗОР)

Глава Роскомнадзора Александр Жаров: «Закон о борьбе с пиратством решает денежные вопросы и к цензуре отношения не имеет»

30 июля 2013 года

 

КП, 30.07.13:

Александр Жаров, глава Роскомнадзора о законе по борьбе с интернет-пиратством

Остались считанные часы до вступления в силу так называемого 187-го закона о борьбе с интернет-пиратством. Закона, который вызвал активное противодействие в процессе принятия, бурную реакцию общества после и затаенные ожидания перед его вступлением в силу, которое состоится 1 августа. На вопросы «КП» и наших читателей о том, какие цели преследует закон и кому и чего стоит теперь бояться (и что ожидает рядовых пользователей интернета), ответил глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) РФ Александр ЖАРОВ.

- Александр Александрович, в вопросах читателей сквозит тревога: не станет ли закон такой дубиной, с помощью которой в Сети установят цензуру?

- Удивительно это слышать, тем более что сейчас все, кого этот закон касается, давно уже успокоились. Кроме, пожалуй, тех, кто преследует какие-то политические цели вроде Пиратской партии. Да, был всплеск эмоций вначале, когда данный законопроект принимался, но после второго июля, когда президент закон подписал, мне кажется, идет достаточно спокойное и компетентное обсуждение, как его реализовать. Мы, Роскомнадзор, в течение последних полутора месяцев проводим постоянные консультации с теми, кого закон касается, - с правообладателями, с одной стороны, и с распространителями контента в интернете - с другой. И речи о каком-то регулировании интернета здесь не идет. Это закон, если говорить простым языком, о деньгах.

- С этого места поподробнее.

- Смотрите, с одной стороны, есть люди и компании, которые обладают авторскими правами на фильмы. Они тратили деньги на их создание, снимали, и они хотят вернуть свои затраты и получить прибыль, чтобы дальше этим заниматься. Это бизнес. И это дело недешевое. С другой стороны, есть площадки в интернете, где присутствует видеоконтент, которые можно условно разделить на три группы. Первая - это большие платформы, такие, как YouTube, Яндекс.Видео и т. д., которые уже сейчас работают с правообладателями в абсолютно легальном поле. Они покупают у них этот контент, покупают права на распространение его в интернете. Они тоже тратят свои деньги, которые надеются вернуть. Но пока их ожидания не оправдываются. И правообладателей, кстати, тоже.

Потому что есть еще две группы. Крупные площадки, которые работают в серой зоне, воспроизводят пиратский контент, за который они правообладателям ничего не платят, но тем не менее это для них является бизнесом. Они зарабатывают деньги за счет рекламы. Это и торрент-трекеры, и файлообменники, это определенные социальные сети. И третья категория ресурсов - сайты, которые не зарабатывают никаких денег и ни с кем не делятся, а просто действуют по каким-то своим личным побуждениям. У них зачастую низкое качество видео, звука, но и они находят своих пользователей, которые предпочитают сломать глаза, чем идти в кинотеатр или подождать фильма в легальных онлайн-кинотеатрах.

К чему нас подталкивает закон? К тому, чтобы правообладатели (кинокомпании, продюсеры, авторы), когда у них предполагается выход нового произведения, договаривались с легальными площадками, с какого момента они передадут права показа, на каких условиях договорятся о включении своих фильмов в репертуар этих площадок. А если они в досудебном порядке не договорятся, то в случае обнаружения своего фильма на этой площадке, они в соответствии с этим законом вправе пойти в Мосгорсуд, предъявить доказательства своих прав и добиться судебного решения об обеспечительной мере для дальнейшего судебного разбирательства. То есть добиться блокировки этого видео на 15 дней на определенном сайте.

- То есть опасения о блокировке всего сайта напрасны?

- Мы договорились с правообладателями, что, когда они будут обращаться в суд за обеспечительной мерой, очень важно, чтобы они указывали полный адрес размещения данного ресурса. То есть IP-адрес, доменное имя и, наконец, ю-эр-эл (URL) - конкретный адрес страницы, где находится это видео. Для того чтобы блокировка была наименее травматичной и добропорядочные ресурсы, которые находятся на том же IP-адресе, не пострадали от судебного решения.

Допустим, на некоем ресурсе пиратским образом раздают десяток фильмов одного правообладателя. Тогда он одновременно будет подавать один иск на все эти 10 фильмов с указанием одинакового IP-адреса, одинакового доменного имени, но с десятью ю-эр-элами - только теми, что относятся к его фильмам. Потому что если он попытается заблокировать весь ресурс, то уже ему владелец площадки сможет вчинить ответный иск. Он просто скажет: извините, видео, про которое говорит правообладатель, присутствует только тут, а вот это другое видео к вам не имеет никакого отношения… И еще деньги отсудит.

- С этим понятно. Приходит к вам правообладатель с решением суда, с обеспечительным. А что дальше? Как сам закон будет реализовываться?

- У нас есть электронные адреса практически всех хостинг-провайдеров в РФ и за рубежом, и мы информируем хостинг-провайдера, что он должен предпринять действия для удаления данного фильма на конкретном ресурсе. В течение трех суток. Он сутки тратит на переговоры с владельцем сайта, чтобы тот удалил это видео. А если тот не соглашается, у хостинг-провайдера есть еще двое суток, чтобы самому заблокировать доступ к этому видео.

- А хостинг-провайдер не сделал этого. Тогда что?

- Тогда мы переходим уже к общению с операторами связи. И дальше уже у оператора связи есть трое суток для того, чтобы этот контент заблокировать. Но тут уже будет не так мягко... Хотя, уверяю вас, дел, дошедших до операторов связи, будет менее 10%.

- Какой суд будет рассматривать эти дела?

- Один-единственный - Мосгорсуд. Там уже выделили несколько человек, квалификация которых позволяет им принимать решения по таким спорам.

- А не боитесь, что суд завалят исками? Да еще найдется куча желающих вывести кого-нибудь на чистую воду.

- Совершенно не боюсь. Во-первых, мы будем принимать для исполнения только заявления правообладателей, ссылающихся на решение Мосгорсуда. Таких компаний и физических лиц на самом деле не так много. Большая часть прав принадлежит либо кинокомпаниям, либо продюсерам, а они все известны. Правообладатели - это же не люди с улицы, это серьезные компании, у которых есть юридические службы, которые будут взвешивать каждый отдельный случай по поводу перспектив судебного разбирательства. Мало получить обеспечительную меру и заблокировать видео, важно выиграть суд, который будет после этого.

Да и площадок для онлайн-просмотра и скачивания фильмов тоже не так много, чтобы утонуть в них. И, не беспокойтесь, у нас есть опыт работы в течение 9 месяцев по реализации 139-го закона, по ведению Реестра запрещенной информации, так что механизм, в том числе и исполнения нового закона, уже отлажен. И, что важно, этот вопрос в Мосгорсуде будут решать в течение суток. Вопрос времени для доходов от премьерных первых дней и недель настолько существенен, что это трудно переоценить. Мы для этого с Мосгорсудом отработали систему электронного взаимодействия.

- И каких результатов от закона вы ожидаете?

- Я очень надеюсь, что вступление в действие этого закона приведет к тому, что большие площадки из серой зоны перейдут в белую и будут легально работать по контрактам с правообладателями. А наши пользователи будут смотреть качественное легальное видео.

- За что их заставят платить?

- Не все так однозначно. Ведь деньги можно получать не от пользователя, который смотрит или скачивает фильм, а от рекламодателя. Давайте себе представим: в интернете появилось 10 площадок, которые по-разному начали монетизировать свой контент. Один сказал - у меня доступ к фильму стоит 150 рублей. Второй сказал, что у него - 30. А третий объявил бесплатный контент и договорился платить авторские с доходов от рекламы. И тот, у кого будет максимальное количество пользователей, придет к тому же правообладателю и скажет: уважаемый коллега, у меня полтора миллиона пользователей, вы, заключая договор со мной, покупаете внимание полутора миллионов пользователей, поэтому договариваться со мной интереснее… Кто выберет оптимальную модель, тот и останется.

- Послушайте, мы с вами все время говорим о фильмах, а ведь есть еще музыка, софт...

- Закон в его нынешнем виде затрагивает только видеоконтент, а к тому, о чем вы говорите, не относится. Не исключаю, что эти вопросы станут объектом внимания и по ним будут приняты новые поправки. Но это в любом случае вопрос будущего, когда мы накопим достаточно правоприменительной практики. Но пользователям, я уверен, в любом случае беспокоиться не о чем.

 

 

Адрес статьи: https://rkn.gov.ru/press/publications/news21136.htm