Знак: В России – 288 новых СМИ

Версия для печати

28 мая 2015 года

 

Знак, 28.05.15: Сергей Марьин

 

Роскомнадзор подвел итоги кампании по регистрации медиа в Крыму

Телеканал АТР продолжает оставаться главной медийной проблемой российского государства в Крыму

Для крымских СМИ закончился срок беспошлинной регистрации. Руководство Роскомнадзора приехало в юный субъект Российской Федерации поделиться итогами регистрационной кампании и разъяснить спорные моменты. Главной проблемой остается телеканал ATR, представители которого выясняли отношения с РКН и крымским правительством публично.

Букет крымских СМИ

Получение лицензий по российским правилам для крымских средств массовой информации оказалось хитрой наукой. Украинское правовое поле в принципе менее зарегулировано, и сфера масс-медиа не исключение. Этим пользовались все. Количество крымских СМИ по украинским реестрам составляло 3121 (подавляющее большинство из них – 3015 – были зарегистрированы как печатные СМИ и информационные агентства). Реально работало, по оценкам экспертов, не более 150. Любая общественная организация могла открыть свой печатный или вещательный орган.

В последние годы на Украине стало модным регистрировать общественные организации как раз под открытие СМИ – с тем, чтобы минимизировать налоговое бремя. Рекламные поступления оформлялись как благотворительные взносы.

Простота регистрации СМИ привела к тому, что лицензию не брезговали получать даже те структуры, которые не планировали пользоваться рупором – на всякий случай. Например, просто для ухода от налогов или отмывания денег под вывеской бурной, но бесприбыльной медиа-деятельности.

В новом, российском, правовом поле о себе официально заявили 288 СМИ (с учетом города федерального значения Севастополя). С одной стороны, это меньше десятой части от прежнего количества. С другой – оказалось больше, чем в среднем по субъектам федерации. Конечно, число зарегистрированных СМИ не идет в сравнение с показателями столиц. Как сообщили в Роскомнадзоре, в Москве средств массовой информации 7 тысяч, в Питере – 5 тысяч.

Тем не менее задача сохранения крымского медиа-пространства выполнена, без колебаний заявил в Симферополе заместитель руководителя Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Максим Ксензов. Причем преимуществ федеральным редакциям Роскомнадзор не давал. На полуостров зашли лишь 26 российских СМИ.

Раскладка по медиа-носителям такая: среди региональных СМИ 20 телеканалов, 35 радиоканалов, 224 печатных органа, 9 сетевых (в ведомстве отметили, что силком регистрироваться сайты не тянули, интернет-медиа, если хотят, и дальше могут работать без лицензии Роскомнадзора). Среди российских СМИ в Крыму засвидетельствовали себя два телеканала, восемь радиоканалов, 15 печатных изданий и одно сетевое.

Что касается национального вопроса, то большинство медиа зарегистрировали использование нескольких языков. Преимущественно два-три. Доминируют имеющие в Крыму статус государственных русский, украинский (на нем намерены выпускать материалы 46 СМИ) и крымско-татарский (28 СМИ) языки. А также английский. Последний больше по вкусу научным изданиям, например, «Таврическому журналу психиатрии». Также встречаются языки других народов Крыма – греческий, армянский, белорусский, болгарский, немецкий, польский, турецкий. Однако многие медиа посчитали, что русского языка им хватит. Ни один рупор не захотел вещать исключительно на мове. Три редакции ограничили себя крымско-татарским: литературно-художественный журнал «Йылдыз», вокруг которого подняли было шумиху о том, что ему отказывают в лицензии, газета «Сувдагъ сеси» муниципального бюджетного учреждения «Городской информационный центр “Судак-медиа”» и орган Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым «Янъы Дюнья» – газета выходила с перерывами с 1918 года и считается первой крымско-татарской. По последним данным, тираж еженедельника составлял 3,5 тыс. экз.

Вахта Роскомнадзора

Государство не ограничилось ролью безучастного регистратора на идеологическом крымском фронте. По словам Сергея Худолея, руководителя территориального управления Роскомнадзора по Крымскому федеральному округу, его ведомство приступило к работе в марте 2014 года, став одним из первых государственных органов сменившего политическую принадлежность полуострова.

А 1 января 2014 года был принят Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Этот акт продлил переходный период для крымских СМИ, вызвав зависть со стороны прочих субъектов хозяйственной деятельности и симпатии к государству со стороны медийщиков. Ведь муторное оформление российских документов – одна из главных проблем для крымчан.

Был разработан целый план мероприятий по созданию благоприятных условий для включения крымских СМИ в российское правое поле.

В территориальном управлении учредили отдел по работе со СМИ. Организовали передачу от Министерства юстиции в территориальное управление реестров СМИ, зарегистрированных украинскими органами власти. Решили материально-технические вопросы, в частности, был организован доступ к единой информационной системе Роскомнадзора, что позволило начать консультации СМИ по вопросам оформления разрешительных документов. Организовали дежурство сотрудников центрального аппарата Роскомнадзора и других его территориальных управлений в Управлении по Республике Крым и Севастополю для оказания «методической поддержки». «Надзиратели» гостили на полуострове фактически еженедельно, объясняя методику регистрации и работы в новом правовом поле в индивидуальном порядке и проводя семинары для крымских СМИ. Растолковывалась и технология получения права осуществлять вещание с использованием радиочастот в населенных пунктах Крымского федерального округа.

До 1 апреля текущего года медиа регистрировались без уплаты пошлины. Было сделано все, чтобы крымские журналисты, желающие работать в России, а, стало быть, в той или иной степени лояльные новой державе, как можно скорее приступали к выполнению своих обязанностей по информированию и воспитанию масс.

Однако не всем удалось получить заветную лицензию с первого раза. К примеру, одному из ведущих информационных агентств «Крыминформ» возвращали документы трижды.

Сталкивались медийщики и с прочими сложностями. Одни, как детский крымско-татарский журнал «Арманчыкъ», жаловались Максиму Ксензову на баснословную, по сравнению с украинскими тарифами, дороговизну почтовой рассылки. Максим Юрьевич согласился, что российская почта – открытая инфраструктурная рана страны, требующая оперативного лечения. И посоветовал всем страдающим от разрыва между дебетом и кредитом обращаться за грантами в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Другие, как «Комсомольская правда в Крыму», сетовали на трудности ухода от киевского владельца («Украинский Медиа Холдинг»), потерю уплывших в Незалежную денег за подписку, а также на хозяйственные сложности, например, необходимость работать с партнерами в долг и под честное слово, что свойственно сегодня всему крымскому бизнесу.

Взаимные упреки

Вместе с тем четыре крымско-татарских средства массовой информации перерегистрированы не были. Все они принадлежат холдингу «АТР» (ООО «Телевизионная компания “Атлант-СВ”»). Это телеканал ATR, детский телеканал Lale, радиостанции «Мейдан» и «Лидер». 1 апреля они прекратили вещание.

Роскомнадзор объяснил отказ ошибками в оформлении заявлений о регистрации; подачей документов не в тот орган; ошибками в указании реквизитов при уплате госпошлины, названиями СМИ, совпадающими с ранее зарегистрированными; несоответствием информации о размере долей участников ООО «Телевизионная компания «Атлант-СВ», содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц сведениям об уставном капитале; и наконец, вернул с вопросами о соответствии статьи 7 Закона о СМИ, согласно которой учредителем СМИ не может выступать объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону.

Руководство «АТР» посчитало отказы ведомства придирками, за которыми скрывается упорное нежелание оставить холдинг в живых. А также утверждало, что на компанию оказывается давление, конечный смысл которого – «отжать» телеканал.

Вчера в Симферополе целый день продолжалась битва между Роскомнадзором и представителями правительства Крыма с одной стороны и «АТР» сотоварищи – с другой.

Дуэлянты выбрали разное оружие – то, которым владеют лучше всего. Государство – бюрократические инструменты, крымско-татарские медийщики – публичную кампанию.

Первый раунд боя состоялся на пресс-конференции с участием вице-премьера правительства Крыма Дмитрия Полонского, руководителя республиканского комитета по делам национальностей Заура Смирнова и ответственного в центральном аппарате Роскомнадзора за регистрацию СМИ Максима Виноградова. «АТР» бросил в авангард местную и приглашенную общественность. Ярче всех выступила ректор Московского института иностранных языков Эмма Володарская. Она красноречиво, громко и долго призывала срочным образом лицензировать ATR, апеллируя не столько к логике, сколько к эмоциям: «Я здесь, потому что ATR скрасил последние годы жизни моей мамы», «Я буду бороться за ATR, в какой бы форме мне не предложили!», «Вот в такой вот тяжелый переходный период мы должны быть осторожнее с людьми», «Когда родители одного ребенка очень любят, а другого пинают ногами – это не есть справедливость, которую Москва, и в том числе президент Российской Федерации, от вас ждет!» и т.п.

Представители других народов полуострова заняли иную позицию. Председатель республиканского общества немцев Крыма намекнул, что «отдельные СМИ ведут информационную войну, разжигают и нагнетают, слушают советы из Лондона и Киева, на что власти должны реагировать адекватно». Председатель греческой общины напомнил, что «у наших соседей (на Украине. – Прим. ред.) только за одну позитивную реплику о Крыме лишают лицензии».

«Если вы видите нарушения российского законодательства с нашей стороны, если канал АТР провокационный, вражеский, подавайте в суд, – заявила заместитель генерального директора телеканала ATR Лиля Буджурова. – Иначе мы будем вынуждены подавать за клевету. Это не мы политизируем. Для того, чтобы сохранить национальный культурологический институт (в лице канала ATR. – прим. ред.), мы готовы были отказаться от сотрудничества с конкретными людьми, вызывающими раздражение. Если я раздражаю – я уйду от информационной политики, оставив только культурологические передачи. А детский канал Lale и радио «Мейдан» не занимались никакой политикой, там не было политических ток-шоу и новостей. Огромная просьба к представителям власти: давайте не политизировать этот процесс. Если мы нуждаемся в юридической помощи, то мы просим вас о ней. Мы вправе рассчитывать, что кто-то нам подскажет. Иначе у нас не останется выхода, как подать в суд, в том числе на Роскомнадзор. У нас есть подозрения, что по отношению к нам действуют какие-то другие принципы, не строящиеся на базе закона».

Если «АТР» пойдет на принцип, то ему придется подать в суд и на главу Крыма Сергея Аксенова, который в марте заявил: «Руководству канала прояснено, что нельзя нагнетать обстановку и вызывать у населения чувство напряженности, связанное с тем, что канал дает надежду на возвращение Крыма в Украину, подстрекать других людей к действию, говорить о том, как потом расправятся с теми, кто получил российские паспорта. Работа таких каналов на территории республики в нынешнее полувоенное время недопустима».

Заур Смирнов попросил команду незарегистрированного холдинга и его поклонников «не устраивать спектакль» и заметил, что информационная война в Крыму «зиждется на политизации крымско-татарского вопроса».

Стоит пояснить, что политика «АТР» была в основном созвучна политике Меджлиса (организация, признанная с марта 2014 года Верховной Радой на территории Украины исполнительным органом крымско-татарского народа), с которым он был связан самым непосредственным образом: председатель Меджлиса Рефат Чубаров был совладельцем канала.

Дискуссия продолжилась в другом пресс-центре – в квартале от первого: на пресс-конференции Ксензова и коллег.

Федералы крепко подготовились к встрече. Журналисты получили раздаточный материал, в котором среди прочего содержалась переписка между «АТР» и Роскомнадзором. Замглавы ведомства подкрепил документы сообщением, что последний отказ в регистрации документов крымско-татарского телеканала связан с письмом прокуратуры, которая сомневается в том, что учредители канала не являются гражданами других стран.

По его словам, Роскомнадзор готов консультировать телеканал по вопросу регистрации в установленном законом порядке на общих основаниях: «Мы готовы консультировать. Сделайте документы».

Исключительность телеканала АТР он поставил под сомнение. Все претензии представитель РКН адресовал юридической службе холдинга, которая, по его словам, наделала ошибок и обратилась за помощью к некой консалтинговой фирме-посреднику – с намеком на возможность подкупа чиновников Роскомнадзора. Ксензов также заметил, что «АТР» прекратил вещать по собственной инициативе – никто им этого не запрещал. И напомнил, что процесс регистрации продолжается, только теперь на общих основаниях – без льгот.

«Мы хотим вещать, – сказала генеральный директор «АТР» Эльзара Ислямова. – Мы готовы сделать абсолютно все, чтобы работать в российском правовом поле».

 

Время публикации: 28.05.2015 14:04
Последнее изменение: 01.06.2015 14:05